Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Классификация жд вагонов пассажирских

Классификация жд вагонов пассажирских

Классификация жд вагонов пассажирских

Классификация пассажирских вагонов

*/?> На железнодорожном транспорте все вагоны подразделяются на грузовые (для перевозки тарных, насыпных, наливных грузов), транспортеры (для перевозки крупногабаритных и очень тяжелых грузов), рефрижераторные (для перевозки скоропортящихся грузов при определенном температурном режиме) и пассажирские. В соответствии с государственным стандартом к пассажирским вагонам относятся не только вагоны для перевозки пассажиров, но и вагоны-рестораны, почтовые, багажные, специальные (например, вагоны-электростанции) и служебно-технические (лаборатории, тормозно-испытательные, вагоны-клубы и т.д.).

На железных дорогах России и стран СНГ эксплуатируются пассажирские вагоны постройки вагоностроительных заводов Венгрии, Германии, Польши, а также Тверского вагоностроительного завода ТВЗ (КВЗ) и Московского вагоноремонтного завода им. Войтовича. На заводах, расположенных в городах Тверь, Москва, Воронеж, Новороссийск, выполняется капитально-восстановительный ремонт вагонов, в том числе производства ГДР 1960-х гг. Краткая характеристика различных типов вагонов приведена в табл.

1.1. Несмотря на то, что пассажирские вагоны строятся в разных странах и на различных вагоностроительных заводах, они имеют много общего в конструкции и эксплуатации. Важнейшими технико-экономическими показателями пассажирского вагона являются: число мест, тара, база (расстояние между шкворнями) и длина.

Все некупейные вагоны при использовании в плацкартном режиме имеют 54 спальных места, в общем режиме — 81 место. Во всех купейных вагонах с кондиционированием и без него в каждом купе 4 спальных места, всего 36 мест. Во всех пассажирских вагонах предусмотрено двухместное служебное купе для проводников.
Во всех пассажирских вагонах предусмотрено двухместное служебное купе для проводников.

На некупейных и купейных вагонах число мест указано на кузове вагона. Вагоны межобластного сообщения используются как общие и в зависимости от года и завода постройки имеют 68 или 72 места для сидения.

Все вагоны типа СВ имеют 19 мест, крайнее одноместное купе предназначено для проводника. Вагоны международного сообщения в зависимости от классности могут иметь 22 места при двухместных купе или 33 при трехместных.

Род вагона Тип или модель Обозначение вагона Изгото витель вагона Особенности оборудования ПО книге служеб ного распи сания по билетам системы «Экспресс-2» (вторая буква: С- скорый поезд, П — пассажирский) Некупей ный 61-836 61-836Р цмо ПС, пп твз Автоматическая вентиляция с применением термоавтоматики и комбинированного (электро-угольного) отопления, текстропно-карданный привод Т-2 То же 61-425 цмо ПС, пп квз Автоматическая вентиляция, текстроп-но-редукторно-карданный привод генератора Для межобластного сообщения 61-828 ОБЛ ос твз Улучшенное электрооборудова ние То же 61-185 ОБЛК оп квз Система кондиционирования воздуха типа КЖ-25 и централизованное электроснабжение от вагона-электростанции » 9510 ОБЛК оп МВРЗ Кресла для сидения. Конструктивная скорость 200 км/ч Купейный 61-820 К КС, КП твз Нагнетательная автоматическая вентиляция, привод ТК-2 То же Р-8214 К КС, КП твз Радиокупе, купе для инвалидов и бытовые помещения Обозначение вагона Род вагона Тип или модель по книге служеб ного распи сания по билетам системы «Экспресс-2» (вторая буква: С- скорый поезд, П — пассажирский) Изгото витель вагона Особенности оборудования Купейный 61-4170 к КС, КП твз Кресла для сидения, централизованное электроснабжение от магистрали 3000 В, система кондиционирования воздуха типа «Хагенук». Конструктивная скорость 200 км/ч То же 61-4179 к КС, КП твз Преобразователь постоянного тока напряжением 110 В в переменный ток напряжением 380 В мощностью 12 кВт, кондиционер воздуха типа «Лантеп» » БК/к к КС, КП Герма ния Купе-буфет, кондиционер воздуха типа МАБ-П 61-820К к КС, КП ТВЗ Система кондиционирования воздуха типа «Хагенук», подвагонный генератор мощностью 32 кВт, микропроцессорное регулирование температуры в вагоне » Д/к к КС, КП ГДР Принудительная вентиляция и комбинированное отопление Обозначение вагона Род вагона Тип или модель ПО книге служеб ного распи сания по билетам системы «Экспресс-2» (вторая буква: С- скорый поезд, П — пассажирский) Изгото витель вагона Особенности оборудования Купей ный К/к к КС, КП ФРГ Кондиционер воздуха типа МАБ-II и комбинированное отопление То же Кк/к к КС, КП ФРГ Кондиционирование воздуха, комбинированное отопление, генератор мощностью 32 кВт типа 1ША-4-32 СВ Кк/к-СВ СВ свс, свп ГДР Двухместные купе, кондиционирование воздуха и комбинированное отопление То же 61-4165 СВ свс, свп твз Двухместные купе, нагнетательная вентиляция и комбинированное отопление Для междуна родного сообще ния Габарита РИД р ГДР Кондиционирование воздуха и комбинированное отопление То же ВЛАБ-200 р ФРГ Без генератора, с преобразователем тока и напряжения от контактной сети, с электроводяным отоплением и системой кондиционирования воздуха типа «Хагенук».

Конструктивная скорость 200 км/ч При определении длины поезда учитываются промежутки между вагонами.

Длина поезда по осям сцепления автосцепок смежных вагонов составляет 24 750 мм. Ширина и высота вагонов определяются габаритом. В качестве экономических показателей используют коэффициент тары — отношение массы тары к числу мест и коэффициент населенности — количество пассажиров на 1 м длины кузова.

При конструировании вагонов стремятся к снижению тары и увеличению числа мест для пассажиров, но не в ущерб прочности, скорости, комфорту. Тара вагона — масса полностью экипированного вагона в порожнем состоянии является основным показателем для определения веса поезда.

Важным показателем является масса тары, приходящаяся на одно пассажирское место. Чем меньше этот показатель, тем дешевле обходится эксплуатация вагона.

Применение новейших материалов и совершенствование конструкции вагона дают возможность снизить тару вагона и при этом обеспечить безопасность движения.

Стандартная длина вагона позволяет формировать пассажирский поезд без подбора вагонов по утвержденной схеме и учитывать длину станционных и приемоотправочных путей. В длину вагона входит длина кузова вместе с обеими автосцепками.

База пассажирских вагонов, которые эксплуатируются на колее 1520 мм, принята 17 000 мм у всех четырехосных вагонов при длине кузова 23 600 мм. База зависит от длины и ширины вагона и от наименьшего радиуса кривых участков пути.

⇐ | | ⇒

Вагон люкс (СВ) и РИЦ (2-местные купе)

Старое обозначение вагона люкс — СВ, что значит «спальный вагон».

В нем 8-10 купе по 2 спальных места, оба расположены снизу. Иногда бывают люксы с вертикальным расположением мест.

Каждая полка напоминает мягкий диван — есть удобная спинка для сидения. По уровню обслуживания люкс лучше купейного вагона — в люксе обычно есть кнопка вызова проводника, кондиционер, в некоторых поездах есть и телевизор.

РИЦ — вагоны международного сообщения. Обычно они немного лучше, чем курсирующие по стране, так как за рубеж ходят новые вагоны. обозначение пояснение комфорт бесплатные услуги перевозка животных 1 Б когда 2 места выкуплены одним пассажиром кондиционер биотуалет питание и напитки набор путешественника пресса улучшенное постельное белье да 1 Э − 1 У − кондиционер биотуалет постельное белье да 1 Т − кондиционер биотуалет питание и напитки набор путешественника пресса постельное белье нет 1 Л − кондиционер может не быть биотуалета постельное белье да 1 Д (турист) вагон идет за рубеж кондиционер может не быть биотуалета постельное белье нет 1 Х − кондиционер биотуалет постельное белье нет 1 Ф − кондиционер биотуалет постельное белье да

Купейный вагон

В купейном вагоне обычно 32 или 36 мест, разбитых на купе по четыре места в каждом.

Бывают вагоны на 38 мест, где места 37–38 — двухместное купе. Нижние места нечетные, а верхние — четные. Купе изолированы друг от друга и закрываются на замок.

В общем коридоре есть откидные стульчики. В купе есть зеркало, столик, вешалки и крючки для одежды, а также лампа-ночник для каждого пассажира.

В отличие от плацкарта, в купе третья полка отсутствует — ее заменяет ниша для багажа под потолком. Поэтому на верхней полке в купе можно свободно сесть.

Купе — один из самых востребованных типов вагонов благодаря сочетанию цены и комфорта.

В вагоне меньше людей, не мешают посторонние разговоры, а личные вещи находятся в сохранности.

В купейном вагоне аналогично плацкарту есть два туалета и титан. Но в купе реже бывают очереди в туалет по сравнению с плацкартом, так как в таком вагоне едет значительно меньше пассажиров. Часто по акции верхние полки в купе можно купить по цене плацкарта. В некоторых вагонах при покупке билета можно выбрать тип купе.

В некоторых вагонах при покупке билета можно выбрать тип купе. В смешанном купе могут ехать и мужчины и женщины, а в женском — только женщины.

Вид купе определяет пассажир, который первым купил билет.

Купе в вагоне частного перевозчика АО «ТКС»

Типы пассажирских вагонов в РЖД

Существуют краткие буквенные обозначения различных типов вагонов. Они указаны на билете, также имеются в описании рейса на сайте.

Типы вагоновОбозначениеОписание СидячийСИмеются места (мягкие или жесткие) для сидения. ОбщийОПлацкартный вагон, где люди располагаются рядом по трое внизу, верхние полки отсутствуют или просто не используются ПлацкартныйП4 стандартных места (два нижних и два верхних) и через проход 2 боковых.

Нет ограждений у отсеков. КупейныйК4 стандартных места – пассажирское купе, имеются раздвижные двери.

МягкийМВ большинстве там трехместные купе, иногда двухместные, имеются дополнительные условия (душ, телевизор). Люкс/СВЛ/СВДвухместные купе, где обе полки располагаются внизу. Повышенная комфортность, обеспечиваемая дополнительными услугами – работает интернет, есть телевизор. Важно! Тип вагонного отсека во многом определяет стоимость билета.

Важно! Тип вагонного отсека во многом определяет стоимость билета.

На СВ они обходятся дорого, дешевле всего – плацкарт или общий. Все отсеки хорошо отапливаются, имеется радио и свет, выдача белья. Новые вагоны РЖД отличаются повышенной комфортабельностью, даже в обычных купе стоят удобные полки, туалет лучше оборудован, работает интернет и есть розетки.

Вагон-купе

Классы вагонов поездов

Приобретая билет на поезд, у пассажиров могут возникнуть вопросы, касаемые трактовки буквенно-числового обозначения, указанного в талоне, как 2К или 1С. Сочетание символов может быть любым, как и информация, скрываемая за ними. Знать, что скрывается за таким сочетанием цифры и буквы – значит понимать, какой класс вагона имеется в виду и на какой перечень дополнительных услуг можно рассчитывать.

Мы рассмотрим маркировку вагонов, предложенную «Федеральной пассажирской компанией», но другие перевозчики вправе устанавливать ее по своему усмотрению. Вагоны РИЦ Такие вагоны присущи только международным поездам, преимущественно европейского направления. Отличаются габаритами и компоновкой пассажирских мест, могут ехать 2-3 человека.

В двухместных вагонах РИЦ маркировка и условия проезда соответствуют классу люкс. Трёхместные вагоны относятся к 2И классу. В распоряжении пассажиров есть кресло и умывальник, полки расположены вертикально.

Общий вагон 3О — на нижней полке предусмотрена посадка сразу троих пассажиров. Биотуалет и кондиционирование воздуха могут быть не предусмотрены.

Разрешён провоз мелкой живности. 3В — посадка как и в 3О, но места пассажиры выбирают сами. Сидячий вагон Для удобства проезда установлены специальные кресла.

Уровень комфорта и сервиса отличается в зависимости от конкретного поезда. 1С, 2С, 3С — эта маркировка представлена во многих поездах (как в скорых пассажирских, так и в пригородных скоростных электричках), у каждого вида поезда свои особенности подобных вагонов.

Чаще всего, в 1С и 2С предусмотрены кондиционеры, в 3С он бывает не всегда. Остальные нюансы зависят от конкретного состава. 1Р — сидячий двухэтажный вагон междугороднего сообщения.

Из сервиса пассажиры могут рассчитывать на еду, газеты, плед, гигиенический дорожный набор. 1В — тот же сервис, что и у класса 1Р, разница только в том, что в 1В предусмотрено индивидуальное размещение пассажиров.

2Р — класс повышенной комфортности, есть современный биотуалет и кондиционирование воздуха, во время проезда пассажиры получают ланч-бокс. 2В, 3Ж — мягкие сидячие места. Никакой дополнительный сервис в стоимость не включён.

Но в отличие от более высоких классов проезда, в 2В и 3Ж разрешён провоз домашних животных. 2Е — пассажирский вагон с сидячими местами и кондиционером. Современный санузел – редкость в данном классе.

Плацкарт В этих вагонах насчитывается до 54 мест, где пассажиры едут на лежачих местах.

Обычно такие пассажирские вагоны относят к третьему классу. 3Э — наличие современного санузла и кондиционера. 3Т — туалет может быть старого образца, но кондиционер есть всегда.

3Д — те же условия, как и в 3Т, но разрешён проезд с домашними животными. 3У — плацкарт с разрешением присутствия домашних питомцев, но кондиционера в нём может не оказаться. 3Л — стандартный плацкартный вагон.

Кондиционер отсутствует, санузел старого образца. У компании-перевозчика ЗАО «ТКС» в вагонах маркировки 3У установлены современные биотуалеты и кондиционирующие системы.

В каждом отсеке есть розетки, ведётся видеонаблюдение в целях безопасности. В начале пути пассажиры получают постельные принадлежности и гигиенический набор.

Провоз животных запрещён. Купе От плацкарта отличается тем, что 4 лежачих полки объединены в закрытые секции. Вместимость пассажиров – до 40 человек. Подобные условия проезда относятся ко второму классу комфорта. Постельные принадлежности всегда оплачиваются ещё при покупке билета. 2Э — купейный вагон повышенной комфортности с закрытыми купе по 4 пассажира в каждом, работают кондиционер и современный биотуалет.

2Э — купейный вагон повышенной комфортности с закрытыми купе по 4 пассажира в каждом, работают кондиционер и современный биотуалет.

Питание, газеты, дорожный гигиенический оплачиваются при также при покупке проездного талона.

2Э — такая маркировка, присвоенная двухэтажным купейным вагонам, подразумевает те же условия проезда, что и в обычном 2Э, но пассажирам не выдаются гигиенический набор и пресса. 2Б — условия проезда соответствуют 2Э, но зачастую пассажирам приходится пользоваться санузлом старого образца. 2К — разрешён проезд с домашними питомцами, есть кондиционер и биотуалет.

В стоимость билета включены только постельные принадлежности. 2У — схожие условия проезда с 2К, но биотуалета может не быть.

2Л — отсутствуют кондиционирование воздуха и биотуалет, разрешён провоз домашних животных. У компании ЗАО «ТКС» есть также маркировка 2Т, которая говорит о том, что пассажиры могут рассчитывать на питание, напитки, дорожный гигиенический набор, прессу, постельное бельё, одноразовые тапочки. Душ, система кондиционирования воздуха, розетки, мониторы в каждом купе делают проезд ещё более комфортным.

В некоторых секциях помимо прочего есть сейф. Купе делятся на общие, мужские и женские.

Люкс (СВ) 1Б — условия проезда приравнены к бизнес-классу. Во время проезда пассажир может рассчитывать на целый комплекс услуг: выдачу питания и напитков, гигиенических принадлежностей и прессы.

Выкупается всё купе целиком. Разрешён провоз не крупных домашних питомцев.

1Э — особенности проезда такие же, как в 1Б, но можно купить даже одно место в отсеке. 1У — те же условия проезда, что в классе 1Б, но при покупке не оплачиваются дополнительные услуги. 1Л — то же, что 1У, но биотуалета может не оказаться. Купе этой категории рассчитаны на два пассажирских места. Всего в вагоне до двух десятков мягких лежачих полок.

Всего в вагоне до двух десятков мягких лежачих полок.

Пассажирам всегда выдают постельное бельё, работает кондиционер. Компания ЗАО «ТКС» в вагонах класса 1Б предусмотрела те же условия, что в соответствующем классе, описанном выше.

Но помимо прочего в секциях есть розетки, сейф и телевизор для каждого места. В таких вагонах есть душ, биотуалет и кондиционер.

Мягкий вагон 1А — помимо четырёх купе в вагоне есть и салон-бар.

Душ, умывальник, биотуалет и кресло находятся в каждом пассажирском отсеке.

Места для пассажиров расположены одно над другим: верхняя полка имеет стандартные размеры, нижнее место в разложенном состоянии широкое – 120 см. В стоимость билета входят напитки, еда и печатные издания. Возможен выкуп только купе целиком, ехать могут два взрослых и один ребёнок до десяти лет.

Разрешено присутствие домашних питомцев.

1И — те же условия, что у 1А, но в вагоне отсутствует бар, вместо него находится ещё одно купе. 1М — в вагонах этого разряда уже 6 купе, условия схожи с предыдущими классами.

1Г — это вагоны классов 1А, 1И или 1М, но в поездах межгосударственного сообщения. В вагоне насчитывается до 6 купе, в каждом из которых могут ехать до трёх человек – два взрослых и ребёнок или взрослый и 2 ребёнка.

От вагонов первого класса отличается более комфортными и просторными купе, общее число пассажиров в которых не превышает 12. «Сапсан» 1Р — купе-переговорная, нельзя выкупить лишь часть мест.

Обслуживание здесь будет по высшему разряду: прохладительные и горячие напитки, условия для проведения деловых встреч, сидения из кожи – всё это обеспечит максимальный комфорт пассажиров. 1В — посадочное место первого класса поезда «Сапсан». Сервис на таком же высочайшем уровне, что и в вагоне 1Р, но без переговорного пункта.

1С — подразумевает условия бизнес-класса. Удобное посадочное размещение с розетками, возможность убрать вещи в шкаф, напитки и горячее питание.

2С — подходит для экономных и непритязательных пассажиров. Есть варианты посадки у стола и без него.

Предусмотрены вешалки для верхней одежды, наушники рядом с каждым креслом. 2В — класс вагонов «Экономический+» (10-й и 20-й вагоны). От 2С отличается широкими проходами, розеткой у каждого кресла, доступом к беспроводному интернету.

Пассажиры во время следования получают ланч. 2E — вагон-бистро, предполагающий обеспечение пассажира питанием на сумму до 2000 рублей.

Билет в вагоны этого класса можно приобрести в интернете не ранее, чем за 1 сутки до отправления. Кондиционируется весь состав. «Стриж» 1Е — СВ (VIP). Отдельное купе для одного или двух человек, путешествующих вместе.

Есть возможность поднять верхнюю полку, а нижнюю трансформировать в 2 комфортных кресла. В распоряжении пассажиров находится санузел с душевой, несколько розеток, телевизор, сейф. Горячая еда и постельные принадлежности уже включены в стоимость билета.

Возможен провоз домашних животных.

1Э — то же самое, что 1Е, но места можно покупать отдельно без обязательного выкупа купе целиком.

1Р — посадочные места в вагонах первого класса. Широкие проходы, мягкие сидения, еда, печатные издания и набор путешественника. 2С — чуть менее широкие проходы и отсутствие сервиса.

Все пассажиры данного состава получают чистую воду для питья, работают кондиционеры, индивидуальные розетки, биотуалеты.

За порядком следят представители охраны.

Вагоны класса «Люкс» (VIP)

«Мягкий» вагон напоминает номер в отеле.

В нем от 4 до 6 купе (одно- или двухместные). Если мест два, то нижнее представляет собой мягкий диван, который в раскладном виде имеет ширину 120 см.

Верхнее место шириной 90 см. В купе «Люкс» есть столик, кресло, телевизор, мини-бар, отдельный душ. Тут обязательно кормят горячим завтраком, выдают набор для душа, халат и махровое полотенце.Класс обслуживанияКомфортБесплатные услугиПеревозка животных1А (4 купе и бар)личный кондиционер биотуалет умывальник душгорячее питание и напитки 2 набора путешественника пресса улучшенное постельное бельда1И (5 купе)1М (6 купе)Люксовые вагоны самые дорогие по стоимости.

(10 оценок, среднее: 3,30 из 5)

Загрузка.

97 137Поделиться с друзьями: Собираясь в путешествие на поезде, важно знать, какой класс вагоны выбрать.

Все они различаются Порой пассажиры, отправляясь в путешествие на поезде, берут с собой домашних питомцев. Однако правила В нашей стране немало людей с ограниченными возможностями, которые ежедневно сталкиваются с трудностями по РЖД — монополист на российском рынке пассажирских железнодорожных перевозок. Поэтому как и положено солидному В поездах АО «ФПК» предусмотрены различные типы пассажирских вагонов.

Они различаются по уровню комфорта Федеральная пассажирская компания (ФПК) — дочерняя компания ОАО «РЖД» назвала самый популярный поезд для

Мягкий вагон

Это также вагоны 1 класса, но более комфортные, чем вагоны класса люкс. Двухместные купе, 8–12 мест на вагон.

  1. 1Г — маркировка вагона в поездах международного сообщения (кроме Финляндии). 4–6 купе в вагоне, в каждом может ехать 1–2 пассажира. С одним взрослым могут ехать вместе двое детей до 12 лет (бесплатно), с двумя взрослыми —один ребёнок до 12 лет. В каждом купе — кресло, широкий раскладной диван и стандартной ширины верхняя полка. Можно выкупать как целое купе, так и одно место в нём.
  2. 1А — вагон состоит из 4 купе и салона-бара. В каждом купе — душ, биотуалет, умывальник. В купе два места: широкий раскладной диван (120 см) и верхняя полка (90 см, стандартная). Есть кресло. Предусмотрено питание, напитки, пресса. Цена всегда указана за целое купе, ехать могут 1–2 взрослых плюс ребёнок до 10 лет бесплатно (по России). Можно ехать с мелкими
  3. 1И — аналогично 1А, единственное отличие — нет бара, вместо него в вагоне расположено пятое купе.
  4. 1М — то же самое, но 6 купе в вагоне.

Заключение

Различные виды поездов формируются разными категориями вагонов и разными их классами.

Так, сидячие вагоны находятся в скоростных составах, осуществляющих пассажирские перевозки между регионами и внутри их. Такие поезда движутся со скоростью до 200 километров в час.

Средняя их скорость из-за остановок в пути минимум 85 километров в час. Скорый поезд движется со средней скоростью (с учетом остановок) минимум 50 километров в час, что на 5 километров быстрее, чем у пассажирского, делающего минимальное число остановок в пути. Вагоны, как в пассажирском, так и в скором поезде, могут быть и старыми и новыми.

Те и другие поезда могут осуществлять перевозки не небольшие расстояния, но могут быть и поездами дальнего следования. Повышенный уровень комфорта предусмотрен в вагонах, находящихся в составе фирменных поездов. Такие составы скомпонованы только новыми вагонами.

В них обычно включаются вагоны первого класса или класса «Люкс».

Рекомендуем прочесть:  Ютэйр цена багажа

Разумеется, поездные бригады в таких поездах имеют более высокий уровень подготовки.

На всем маршруте в поезде едут сотрудники дорожной полиции. Другие статьи Меню

Вагоны РИЦ

входят только в международные составы, следующие по большей части в Европу.

Они отличаются габаритами и расположением пассажирских мест. Вмещают по 2-3 человека.Если вагон двухместный, маркировка и условия проезда аналогичны классу «Люкс».

Трехместные вагоны соответствуют классу 2И. В распоряжении пассажиров будет кресло и умывальник.

Полки в таком вагоне расположены вертикально.

комфортабельны и входят в международные составы.

Классификация и грузовых вагонов:

1.Двухосные, четырехосные, шестиосные, восьмиосные и многоосные, бестележечные и тележечные;2.

По материалу и технологии изготовления кузова – цельнометаллические, с деревянной или металлической обшивкой, сварные с отдельными клепаными узлами;3. По грузоподъемности, величине тары, нагрузке от колесной пары на рельсы, нагрузке на 1 м пути и другим параметрам;4.

По габариту подвижного состава, по ширине железнодорожной колеи – ширококолейные и узкоколейные.По месту эксплуатации; на общесетевые и промышленного транспорта.

Вагоны специального назначения – транспортеры для перевозки тяжеловесных и громоздких грузов, вагоны для перевозки автомашин, цемента, скота и других специфических грузов, а также вагоны, предназначенные для технических нужд железных дорог (вагоны-мастерские, вагоны вспомогательных и пожарных поездов)

Вагоны класса РИЦ

РИЦ – это класс обслуживания в поездах РЖД международного направления, которые курсируют из Москвы в различные страны мира. Они разделены на несколько двухместных или трехместных купе. В таких купе есть умывальник и кресло.

По условиям они похожи на купе класса люкс. В купе класса РИЦ всегда присутствует кнопка вызова проводника.

Классификация вагонов

Вагоном называют единицу железнодорожного подвижного состава, предназначенную для перевозки пассажиров или грузов преимущественно в поездах. Если вагон передвигается без помощи локомотива, его называют автовагоном (самоходные), причем в зависимости от источника энергии и рода двигателя автовагоны разделяют на электромоторные, автомотрисы и др.

Если же перемещение вагона осуществляет локомотив, то вагон несамоходный.

Моторные и прицепные вагоны электропоездов и автомотрисы относят к моторвагонному подвижному составу.

Большое значение имеет рациональность конструкций вагонов и их технико-экономических показателей, определяющая удобство перевозок пассажиров, провозную способность дорог, возможность широкого внедрения комплексной механизации и автоматизации при изготовлении и ремонте вагонов, а также их эксплуатации (формировании поездов, выполнении погрузочно-разгрузочных операций и др.), размеры капитальных вложений и себестоимость перевозок. Современный парк вагонов отличается многообразием их типов и конструкций.

Это обусловлено необходимостью удовлетворения различным требованиям перевозок: наибольшая провозная способность железных дорог, обеспечение комфорта пассажирам, сохранение ценных качеств скоропортящихся грузов, предупреждение повреждений хрупких грузов, защита ряда грузов от атмосферных осадков, универсальность, максимальное использование грузоподъемности и др. Этими же факторами определяется сложность конструкций вагонов, оснащенных автоматическим тормозом, автоматической сцепкой, ходовыми частями, обеспечивающими движение с высокими скоростями, необходимой плавностью, малым сопротивлением и т. п. В зависимости от назначения вагоны оснащены также устройствами теплоизоляции, отопления, охлаждения, вентиляции, электрооборудования и др.

Современные виды тяги позволяют формировать тяжеловесные грузовые поезда, развивать большие скорости движения и осуществлять безостановочные пробеги на большие расстояния. Это определяет высокие требования к обеспечению надежности и долговечности конструкций вагонов, осуществлению контроля за их состоянием в короткие сроки, в том числе в неудобных условиях осмотра на станциях. Обеспечение безопасности движения – важнейшее требование к устройству и содержанию вагонов.

Вагоны можно классифицировать по:

  1. назначению;
  2. месту эксплуатации.
  3. технической характеристике;

По своему назначению вагоны разделяются на две основные группы – пассажирские и грузовые. Пассажирский парк составляют вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров (пассажирские), а также вагоны-рестораны, почтовые, багажные и специального назначения.

Пассажирский вагон (рис. 1) имеет кузов, который представляет собой закрытое помещение со всеми основными устройствами, необходимыми для пассажиров (оборудование для сидения или лежания, системы отопления, вентиляции и освещения, туалетные помещения, удобные входы и выходы и т. п.). В зависимости от дальности перевозок пассажирские вагоны отличаются своим устройством. Рис. 1 – Цельнометаллический пассажирский вагон По назначению различают вагоны:

  1. багажные – для перевозки багажа. В вагонах имеются кладовые с погрузочно-разгрузочными механизмами и помещения для обслуживающего персонала;
  2. почтовые – для перевозок писем, посылок и другого почтового груза. Вагон имеет кладовые, зал для почтовых операций и помещения для обслуживающего персонала;
  3. дальнего следования – для перевозки пассажиров на большие расстояния, имеют жесткие и мягкие полки для лежания, багажные полки, системы водоснабжения, отопления, вентиляции и освещения, а так же другие устройства необходимые для пассажиров. По внутренней планировке вагоны делятся на купейные и не купейные (плацкартные);
  4. вагоны-рестораны – для обеспечения питанием пассажиров в пути следования. В вагоне имеются зал, кухня, кладовые с холодильными установками для хранения продуктов и другие отделения;
  5. местного сообщения – для перевозки пассажиров на более короткие расстояния и сравнительно короткое время следования, преимущественно в дневное время. В этих вагонах имеются удобные кресла для сидения;
  6. пригородные – для перевозки пассажиров на небольшие расстояния в сравнительно короткое время следования (1–2 ч); они оборудованы диванами (жесткими или мягко-жесткими) для сидения;
  7. почтово-багажные – используемые в качестве почтовых и багажных вагонов на участках железных дорог с небольшими пассажирскими перевозками.

Пассажирскими вагонами специального назначения являются вагоны-лаборатории, служебные, санитарные, вагоны-клубы и т.

п. Грузовые вагоны в зависимости от вида перевозимых грузов классифицируются на следующие основные типы: Крытые вагоны (рис. 2) – для перевозки требующих защиты от атмосферных воздействий тарно-упаковочных, высокоценных грузов: различных пищевых продуктов, промышленных товаров, приборов, станков, сыпучих грузов, зерна и др. Вагоны оборудованы люками и задвижными дверями, обеспечивающими погрузку и выгрузку грузов, вентиляцию и очистку кузова; Рис.

2 – Крытый четырехосный грузовой вагон Цельнометаллический крытый вагон грузоподъемностью 64 тонн с уширенными, дверными проемами показан на (рис. 3). Объем кузова 120 м3. В боковых стенах такого вагона имеется по одному загрузочному люку с металлическими крышками и по две самоуплотняющихся задвижных металлических двери, а на крыше – четыре загрузочных люка с крышками. Такая конструкция позволяет использовать погрузочно-разгрузочные механизмы.

Рис. 3 – Крытый цельнометаллический вагон с уширенными дверными проемами Крытые вагоны для перевозки скота имеют вентиляционные люки или решетчатые кузова, они оборудуются кормушками, корытами, баками для воды и другими устройствами. Для перевозки мелких животных и птиц кузова вагонов строятся многоярусными. Полувагоны – для перевозки навалочных грузов (руды, уголя, флюсов), контейнеров, различных машин, а так же длинномерных грузов – леса, проката.

Вагон имеет открытый кузов, удобный для погрузки и выгрузки. В полу таких вагонов имеются люки для разгрузки сыпучих материалов и поэтому они называются саморазгружающимися.

Полувагоны строятся четырехосные (рис. 4) и восьмиосные (рис. 5). Рис.

4 – Четырехосный цельнометаллический полувагон Рис.

5 – Восьмиосный полувагон К саморазгружающимся вагонам относятся металлические вагоны – думпкары и хопперы. Думпкары (рис. 6) предназначены для перевозки руды и строительных материалов на короткие расстояния.

При разгрузке их кузов наклоняется в одну из сторон пневматическим механизмом.

Рис. 6 – Шестиосный вагон-думпкар В крытых хопперах (рис. 7) перевозят цемент, а в открытых – щебень, песок и др.; Рис. 7 – Четырехосный вагон-хоппер Платформы (рис.

8) – для перевозки длинных и громоздких грузов (лесоматериалы, прокат, строительные материалы), контейнеров, автомобилей и т.

д. Кроме того, на платформах перевозят руду, уголь, щебень и другие сыпучие грузы.

Преимущество платформ состоит в том, что их можно быстро и легко загружать и разгружать, применяя простейшие средства механизации. Они имеют настил пола на раме и обычно откидные борта.

Рис. 8 – Четырехосная платформа Для перевозки легковых, автомобилей создана четырехосная цельнометаллическая двухъярусная платформа (рис. 9), имеющая металлическую ферму с полом. Автомобили грузят по два ряда в каждом ярусе и крепят колодками, расположенными в полу.

С торцов на каждом ярусе сделаны опускающиеся мостики, которые позволяют грузить автомобили со станционной платформы, а также разгружать их без подъемных устройств. Рис. 9 – Платформа для перевозки легковых автомобилей Транспортеры (рис. 10) – это специальные многоосные (от шести до 40 осей) платформы, предназначенные для перевозки громоздких и тяжелых грузов массой до 400 тонн: крупных отливок, ферм мостовых кранов, трансформаторов, генераторов, турбин и т.

п. Средняя часть рамы транспортеров располагается как можно ниже для облегчения погрузки, выгрузки и размещения громоздких грузов большой массы; Рис. 10 – Транспортер Цистерны (рис. 11) – для перевозки жидких и газообразных грузов (нефть, керосин, бензин, масла, кислоты, сжиженные газы и т.

п.). Кузовом вагона служит специальный резервуар (котел) обычно цилиндрической формы. Для налива груза котел цистерны имеет колпак с крышкой, а для слива (разгрузки) – сливной прибор.

Цистерны, в которых перевозят цемент, оборудуют устройствами для пневматической выгрузки; Рис. 11 – Восьмиосная цистерна Изотермические вагоны (рис.

12) – для перевозки скоропортящихся грузов или боящихся замерзания грузов (мясо, рыба, молоко, фрукты и т.

п.). Кузова таких вагонов – теплоизолированы, оборудованы приборами охлаждения, отопления и вентиляции. Изотермические вагоны бывают с машинным охлаждением и электрическим отоплением (рефрижераторные) и льдосоляные. Рефрижераторные вагоны строятся как автономными (с самостоятельной холодильной установкой), так и в виде отдельных поездов (секций) вагонов с центральной холодильной установкой.

Изготовление изотермических вагонов с льдосоляным охлаждением с 1965 года прекращено. Рефрижераторные поезда эксплуатируются как самостоятельно сформированные с постоянным количеством вагонов в составе и предназначаются для маршрутных перевозок скоропортящихся грузов.

Секции и автономные вагоны включаются в грузовой поезд; Рис.

12 – Четырехосный цельнометаллический изотермический вагон Вагоны специального назначения – для грузов, требующих особых условий перевозки. К этой группе относятся транспортеры для перевозки тяжеловесных и громоздких грузов, вагоны для перевозки автомашин, цемента, скота и других специфических грузов, а также вагоны, предназначенные для технических нужд железных дорог (вагоны-мастерские, вагоны вспомогательных и пожарных поездов и др.).

Классификация пассажирских и грузовых вагонов в зависимости от технической характеристики:

  1. по грузоподъемности, величине тары, нагрузке от колесной пары на рельсы, нагрузке на 1 м пути и другим параметрам;
  2. по габариту подвижного состава, которому они удовлетворяют, и по ширине железнодорожной колеи – ширококолейные и узкоколейные.
  3. по материалу и технологии изготовления кузова – цельнометаллические, с деревянной или металлической обшивкой, в основном сварные с отдельными клепаными узлами;
  4. по осности – двухосные, четырехосные, шестиосные, восьмиосные и многоосные. Вагоны бывают бестележечные и тележечные;

По месту эксплуатации вагоны подразделяются на общесетевые и промышленного транспорта.

Общесетевые вагоны допускаются для движения по всей сети железных дорог. Вагоны промышленного транспорта, если их конструкции полностью отвечают нормам для расчетов на прочность и проектирования вагонов магистральных железных дорог и требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог (ПТЭ), имеют право выхода на пути; вагоны других конструкций, не удовлетворяющие этим требованиям, допускаются для движения только по внутризаводским и другим промышленным путям замкнутого направления.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+