Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Гражданское право - Особенности предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства

Особенности предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства

Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства

В связи с введением в действие нового Гражданского Кодекса РФ — Земельный Кодекс дополнен новыми статьями (ст. 30.1, 30.2, 38.1, 38.2), призванными обеспечить синхронизацию положений Земельного Кодекса с правилами, установленными Гражданского Кодекса РФ. Статья содержит нормы, которые следует рассматривать в качестве специальных по отношению к правилам «Статьи 30» Земельного Кодекса, устанавливающим общий порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В случаях, когда указанные земельные участки предоставляются для целей жилищного строительства, положения «Статьи 30» применяются с учетом особенностей, предусмотренных «статьи 30.1» Земельного Кодекса.

Под жилищным строительством следует понимать создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства), в результате которого будут созданы объекты жилищных прав.

Новый Жилищный Кодекс РФ установил, что объектами жилищных прав являются жилые помещения (ч.

1 ст. 15). Впервые определены конкретные виды объектов жилищных прав (ст. 16). К ним отнесены: жилые дома, части жилых домов; квартиры, части квартир; комнаты (жилых домов и квартир).

Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (ч. 2 ст. 16 ЖК РФ). Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения хозяйственно-бытовых и иных нужд граждан, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (ч. 3 ст. 16 ЖК РФ). Комнатой признается часть жилого дома либо квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в таком доме либо квартире (ч.

4 ст. 16 ЖК РФ) Жилищное строительство осуществляется в жилых зонах, определяемых в результате градостроительного зонирования.

В состав жилых зон могут включаться: зоны застройки индивидуальными жилыми домами; зоны застройки малоэтажными жилыми домами; зоны застройки среднеэтажными жилыми домами; зоны застройки многоэтажными жилыми домами; зоны жилой застройки иных видов (см. ст. 35 ГК РФ). Земельные участки для жилищного строительства могут предоставляться только в собственность или аренду; предоставление земельных участков из состава государственной или муниципальной собственности для указанных целей на любом ином праве следует считать невозможным. В силу п. 1 данной статьи порядок предоставления земельных участков для жилищного строительства определяется правилами п.

4 «статьи» 30 Земельного Кодекса. По общему правилу п. 2 «статьи» 30.1 Кодекса осуществление указанных в этом пункте продаж возможно исключительно на торгах, проводимых в форме аукционов.

Данное правило не применяется только в случае, если аукцион признан не состоявшимся в связи с тем, что в нем участвовали менее двух лиц.

Тогда единственный участник аукциона не позднее чем через 10 дней после дня проведения аукциона вправе заключить договор купли-продажи или договор аренды выставленного на аукцион земельного участка, а орган государственной власти или орган местного самоуправления, по решению которых проводился аукцион, обязан заключить договор с единственным участником аукциона о начальной цене аукциона.

Пункт 3 данной статьи вводит специальные правила для случая, когда земельный участок предоставляется в аренду для индивидуального жилищного строительства. Указанные правила не применяются, если земельный участок предоставляется в собственность или для целей, не связанных с индивидуальным жилищным строительством (например, для строительства многоквартирного жилого дома).
Указанные правила не применяются, если земельный участок предоставляется в собственность или для целей, не связанных с индивидуальным жилищным строительством (например, для строительства многоквартирного жилого дома).

Земельные участки для индивидуального жилищного строительства могут предоставляться в жилых зонах, определяемых в результате градостроительного зонирования, в составе которых находятся зоны застройки индивидуальными жилыми домами. Жилищное законодательство Российской Федерации не содержит определения понятия «индивидуальный жилой дом», определяя лишь родовое понятие — «жилой дом».

Общепринятые правила толкования понятий русского языка трактуют слово «индивидуальный», в частности, как:

  1. б) единоличный, производимый одним лицом, не коллективом.
  2. а) личный, свойственный данному индивидууму, отличающийся характерными признаками от других;

Поэтому на практике можно рекомендовать исходить из того, что индивидуальный жилой дом — это жилой дом), создаваемый на средства одного собственника или лиц, связанных родственными отношениями, находящийся в частной собственности, предназначенный для проживания, как правило, относящийся к индивидуальному жилищному фонду в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 г. N 36 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 признано не подлежащим применению. См. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 г.

N 36

«О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»

1.

Суд, принимая решение о возложении на администрацию муниципального образования обязанности рассмотреть заявление истца в соответствии с законом, не вправе возлагать на нее обязанность осуществить действия, установленные ЗК РФ Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о неправомерности отказа органа местного самоуправления в предварительном согласовании земельного участка в аренду с кадастровым номером по адресу, и полагает необходимым возложить на администрацию сельского поселения обязанность рассмотреть заявление истца в соответствии с законом в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу. Требования истца о возложении на администрацию сельского поселения обязанности осуществить действия, предусмотренные Земельного кодекса Российской Федерации не подлежат удовлетворению, поскольку согласно разъяснению Пленума Верховного Суда Российской Федерации

«О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»

суд, принимая решение об удовлетворении заявления, не вправе предрешать существа решения, которое должно быть принято, а также вмешиваться в деятельность государственных органов и подменять своими решениями уполномоченный орган.

2. Установленный ЗК РФ порядок предоставления земельных участков не предусматривает возможность предоставления земельного участка без опубликования органом местного самоуправления извещения об этом Установленный земельным законодательством порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности не предусматривает возможность предоставления земельных участков для вышеуказанных целей по заявлению без опубликования органом местного самоуправления извещения о предоставлении такого земельного участка. 3. Предусмотренный ЗК РФ порядок предоставления земельных участков гражданам не требует признания их нуждающимися в земельных участках Согласно ст.

14 Федерального закона N 66-ФЗ предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (). Земельным кодексом РФ устанавливается различный порядок для предоставления гражданам, являющимся членами некоммерческих объединений, созданных гражданами, для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства ( ЗК РФ) или таковыми не являющимися (, , ЗК РФ).

В качестве особенностей предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности, гражданам для ведения садоводства, дачного хозяйства, в ст. 39.18 ЗК РФ указано, что с заявлением о намерении участвовать в аукционе могут обратиться граждане, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок ( ЗК РФ). Таким образом, для таких граждан не требуется признание их насаждающими в земельных участках, в отличие от граждан, имеющих намерение приобрести земельный участок в порядке, предусмотренном для членов некоммерческих объединений, в отношении которых указано, что для включения в список в силу Федерального закона N 66-ФЗ одной заинтересованности в предоставлении земельного участка недостаточно, они должны быть нуждающимися в таких земельных участках.

4. Законом не предусмотрена возможность отказа заявителю в предоставлении земельного участка в порядке ЗК РФ только по тому основанию, что он не является лицом, имеющим право на льготы при предоставлении земельного участка Письмом департамент градостроительства города уведомил заявителя о том, что решением градостроительной комиссии департамента градостроительства, оформленным протоколом, ему отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду, поскольку он не предоставил копии документов, подтверждающие его право на первоочередное (внеочередное) предоставление земельного участка, а также поскольку на испрашиваемом земельном участке расположен объект инженерной инфраструктуры — водопровод, в связи с чем, размещение объекта на заявленном земельном участке приведет к ограничению права пользования земельным участком. Удовлетворяя заявления в части признания незаконным отказа департамента градостроительства города в предоставлении заявителю в аренду земельного участка, суд первой инстанции исходил из того, что заявитель обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства на общих основаниях, не ссылаясь на какие-либо льготы.

Законом не предусмотрена возможность отказа заявителю в предоставлении земельного участка только по тому основанию, что он не является лицом, имеющим право на какие-либо льготы при предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства. При этом судом первой инстанции установлен самовольный характер размещения на испрашиваемом земельном участке водопровода.

Правообладатели данного объекта инженерной инфраструктуры судом не установлены, сведения о них департаментом не представлены, в связи с чем суд пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ департамента, мотивированный тем, что предоставление заявителю испрашиваемого земельного участка может нарушить права иных лиц, не основан на законе.

Решение в вышеуказанной части участвующими в деле лицами не оспаривается, в связи с чем не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.

Оснований для выхода за пределы доводов апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

5. При проведении процедуры предоставления земельного участка, предусмотренной ЗК РФ, невозможно предоставление данного участка по иным законным основаниям Из обстоятельств данного дела следует, что земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет по заявлению иного гражданина.

Материалами дела подтверждается, что Администрацией городского округа осуществлялась процедура предоставления земельного участка именно в порядке Земельного кодекса Российской Федерации. В соответствии с данной статьи было опубликовано извещение о предоставлении земельного участка с целью выявления иных лиц, претендующих на его получение.

В соответствии с данной статьи было опубликовано извещение о предоставлении земельного участка с целью выявления иных лиц, претендующих на его получение. В связи с указанными обстоятельствами суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что само по себе имеющееся у заявителя (административного истца) право на получение земельного участка для личного подсобного хозяйства на праве аренды без проведения торгов, не означает обязанность органа местного самоуправления предоставить по его требованию конкретный участок без соблюдения соответствующей процедуры, и не нашел оснований для признания оспариваемого решения незаконным.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, отказ Администрации городского округа в предоставлении конкретного земельного участка, никоим образом не нарушает прав заявителя (административного истца) как инвалида, поскольку не препятствует реализации его прав на получение другого земельного участка в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации. 6. Перед организацией и проведением аукциона в отношении испрашиваемого в порядке ЗК РФ земельного участка муниципальный орган должен выяснить отсутствие иных претендентов на этот участок из числа льготников Отказывая в удовлетворении заявления в части возложения на департамент муниципального имущества и земельных отношений города обязанности в течение 2 недель с момента вступления решения в законную силу принять решение о проведении аукциона по продаже права аренды земельного участка с информированием об этом заявителя и в течение 3 месяцев с момента принятия решения о проведении аукциона по продаже права аренды, организовать и провести аукцион, суд первой инстанции исходил из того, что данные требования заявителя являются преждевременными. Требование о проведения аукциона противоречит обязанности департамента муниципального имущества и земельных отношений города предоставить земельный участок иным лицам — льготникам, имеющим право на предоставление земельного участка, как вне очереди, так и в первоочередном порядке.

Перед организацией и проведением аукциона в отношении испрашиваемого земельного участка департамент должен выяснить отсутствие иных претендентов на спорный земельный участок из числа льготников, наличие которых установлено судом первой инстанции при рассмотрении дела. Как указал суд, департамент муниципального имущества и земельных отношений города, на который в настоящее время возложены обязанности по предоставлению земельных участков, должен предпринять меры к повторному рассмотрению заявления заявителя о предоставлении земельного участка с учетом иных возможных претендентов на него, в том числе и из числа льготников.

Судебная коллегия полагает согласиться с вышеприведенными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и сделаны при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня. Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе. В «Энциклопедии судебной практики.

Земельный кодекс РФ» собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Земельного кодекса РФ.

Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.

Материал приводится по состоянию на май 2020 г. См. Энциклопедии судебной практики См.

При подготовке «Энциклопедии судебной практики. Земельный кодекс РФ» использованы авторские материалы, предоставленные Н. Абакумовой, Ю. Безверховой, М.

Беликовой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, Ю. Гусаковой, Р. Давлетовым, Н. Даниловой, Е. Ефимовой, Н. Иночкиной, А. Исаковой, О.

Коротиной, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А.

Куликовой, А. Кусмарцевой, Е.

Кустовой, О. Лаушкиной, А. Мигелем, А. Назаровой, М. Орловой, А. Пелишенко, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Е. Хохловой, А. Чернышевой, Т.

Эльгиной. 2 июля 2020 Вход Введите адрес электронной почты: Введите пароль: Запомнить Вы можете войти, используя учетную запись одной из социальных сетей:

Комментарий к Статье 39.18 Земельного кодекса РФ

Комментируемая статья устанавливает особенности предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

В связи с тем, что данные нормы являются именно особенностями, на эту процедуру распространяются и общие положения ЗК РФ, регулирующие порядок подачи заявлений о предоставлении земельных участков и состав прилагаемых к таким заявлениям документов.

В частности, если отсутствует утвержденный проект межевания территории, то к заявлению прилагается схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Предусмотренная комментируемой статьей 39.18 ЗК РФ процедура предоставления земельных участков во многом повторяет ранее действовавший порядок предоставления земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, который был урегулирован .

Предусмотренная комментируемой статьей 39.18 ЗК РФ процедура предоставления земельных участков во многом повторяет ранее действовавший порядок предоставления земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, который был урегулирован . Однако новый порядок распространяется также на случаи предоставления земельных участков гражданам для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

Положения данной статьи предполагают соблюдение интересов лиц, которые помимо заявителя также заинтересованы в предоставлении земельных участков для вышеперечисленных целей. Так, в случае поступления после опубликования извещения, предусмотренного подп.

1 п. 1 комментируемой статьи, двух и более заявлений о предоставлении земельного участка, соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления должен принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.

С введением в ЗК РФ комментируемой статьи 39.18 впервые на уровне федерального закона урегулирован вопрос предоставления земельных участков индивидуально гражданам для ведения дачного хозяйства и садоводства.

При этом ранее на практике сложилась ситуация, при которой приобретение садового, огородного или дачного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения допускается только в случае, если заинтересованное лицо является членом соответствующего садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения . ——————————— См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2013 г., утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 4 июня 2014 г., где отмечено, что «.действующее земельное законодательство закрепляет возможность предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения для осуществления садоводства, огородничества и ведения дачного хозяйства только гражданам, входящим в состав соответствующего некоммерческого объединения. Выделение названных земель гражданам в индивидуальном порядке законом не предусмотрено».

В частности, в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 г., утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 4 июня 2014 г., было отмечено, что «.действующее земельное законодательство закрепляет возможность предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения для осуществления садоводства, огородничества и ведения дачного хозяйства только гражданам, входящим в состав соответствующего некоммерческого объединения.

Выделение названных земель гражданам в индивидуальном порядке законом не предусмотрено» . Вместе с тем Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 3 сентября 2014 г. N 44-КГ14-4 занял иную позицию о том, что существующее законодательство не ограничивает возможность предоставления гражданину земельного участка для ведения садоводства индивидуально, и, следовательно, граждане вправе подавать заявления о предоставлении земельного участка для указанных целей в общем порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.

Последний подход представляется более правильным, поскольку, как отметил Конституционный Суд РФ в Постановлении от 3 апреля 1998 г. N 10-П

«По делу о проверке конституционности пунктов 1, 2 и 4 статьи 32 и пунктов 2 и 3 статьи 49 Федерального закона от 15 июня 1996 года «

О товариществах собственников жилья» в связи с запросом Советского районного суда города Омска» , приобретение права собственности на имущество не может быть поставлено в зависимость от членства в каком-либо объединении. ——————————— Вестник Конституционного Суда РФ.

1998. N 4. Существенному изменению подвергся и порядок предоставления земельных участков для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством своей деятельности. Так, ранее действовавшим порядком предоставления земельных участков, предусмотренным ст. 12 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», не предусматривалась необходимость опубликования сообщений о предоставлении земельного участка, в том числе для целей обеспечения возможности направления заявлений со стороны иных лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка, что подтверждалось позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации , с которой впоследствии не согласился Верховный Суд Российской Федерации .

——————————— См., например, Определение ВАС РФ от 9 сентября 2013 г.

N ВАС-7865/13 . См. Определения Верховного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2014 г. по делу N 308-ЭС14-1222 и от 24 марта 2015 г. по делу N 310-ЭС14-7728. В соответствии с п. 8 ст. 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.

8 ст. 10 Федерального закона

«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов. В случае если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, которые уполномочены на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном комментируемой статьей. Регулируя порядок предоставления земельных участков гражданам, законодатель в комментируемой статье 39.18 Земельного кодекса РФ предусмотрел возможность проведения торгов по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды при поступлении нескольких заявлений и применительно к земельным участкам, предназначенным для ведения личного подсобного хозяйства, но только к расположенным в границах населенного пункта.

В соответствии с предоставление предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства земельных участков, расположенных за границами населенного пункта, осуществляется без проведения торгов. В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 7 июля 2003 г.

N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). ——————————— СЗ РФ.

2003. N 28. Ст. 2881; 2008. N 30.

Ст. 3597. При этом приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

В свою очередь, полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений. Таким образом, именно различие правового режима приусадебных и полевых земельных участков легло в основу установления разного порядка их предоставления гражданам.

Информация об изменениях:

от 22 июля 2008 г.

N 141-ФЗ пункт 1 статьи 4 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, по истечении девяноста дней после дня названного Федерального закона 1. Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).

Способы перехода прав на государственный или муниципальный земельный участок

Земельный кодекс в редакции Закона № 171-ФЗ устанавливает различные способы перехода прав на государственный или муниципальный земельный участок: 1) в собственность за плату (ст.

39.3 ЗК РФ). Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только на торгах. Без проведения торгов в специальном порядке осуществляется продажа земельных участков для комплексного освоения территории, для индивидуального жилищного строительства, для ведения садоводства, огородничества, дачного, фермерского хозяйства, для собственников зданий, сооружений либо помещений в них; 2) в собственность бесплатно (ст. 39.5 ЗК РФ). Предоставление государственного или муниципального земельного участка гражданину или организации в собственность бесплатно осуществляется на основании решения уполномоченного органа.

В том числе в следующих случаях: лицу, с которым заключен до­говор развития территории; религиозной организации, имею­щей в собственности здания или сооружения религиозного или благотворительного назначения; муниципальным служащим в соответствии с подп. 7 п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ, многодетным семьям в случаях, предусмот­ренных законом; 3) в аренду (платное временное пользование).

Согласно ст. 39.6. ЗК РФ земельные участки, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на торгах и без проведения торгов. Без проведения торгов могут быть предоставлены земельные участки:

  1. образованные из земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленного для комплексного освоения территории, лицу, с которым был заключен договор аренды земельного участка;
  2. образованные из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства, за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования, членам данной некоммерческой организации или, если это преду­смотрено решением общего собрания членов данной некоммерческой организации, самой некоммерческой организации;
  3. собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в некоторых случаях на праве оперативного управления;
  4. юридическим лицам в соответствии с распоряжением Правительства РФ для размещения объектов социально-культурного назначения, реализации масштабных инвес­тиционных проектов;
  5. при изъятии арендуемых гражданином или организацией земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
  6. юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного ­лица субъекта РФ для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвес­тиционных проектов;
  7. юридическим лицам в соответствии с указом или распоряжением Президента РФ;
  8. для завершения строительства собственникам объектов незавершенного строительства;
  9. в других перечисленных в ст. 39.6 ЗК РФ случаях;
  10. для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства;
  11. образованных в границах застроенной территории — лицу, с которым заключен договор о развитии застроенной территории;
  12. юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения;
  13. для освоения территории в целях строительства жилья экономического класса или для комплексного освоения территории в целях строительства жилья экономического класса;
  14. гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пунк­та, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;

4) в безвозмездное (временное) пользование (ст. 39.10 ЗК РФ). В безвозмездное пользование земельные участки могут быть предоставлены ограниченному кругу лиц.

В частности, органам государственной влас­ти и органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным), казенным предприя-тиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, в виде служебных наделов работникам организаций, религиозным организациям для размещения зданий, сооружений религиозного или благотворительного назначения на срок до десяти лет.

Отдельное внимание уделено праву безвозмездного пользования земельным участком гражданином.

Гражданину может быть предоставлен земельный участок во временное пользование для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, гражданам, которые работают в таких муниципальных образованиях по специальнос­тям, установленным законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет, если на земельном участке находится служебное жилое помещение в виде жилого дома, предоставленное этому гражданину, на срок права пользования таким жилым помещением. Подробный перечень приведен в ст.

39.10 ЗК РФ; 5) в постоянное (бессрочное) пользование (ст. 39.9 ЗК РФ). Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно органам государственной власти и органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным), казенным предприятиям, цент­рам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.

V. Особенности регулирования порядка предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для индивидуального жилищного строительства

34.

При установлении условий для принятия граждан, имеющих трех и более детей, на учет в целях предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства рекомендуется принимать во внимание, что такое предоставление направлено на создание условий для реализации указанными гражданами права на жилище.

В связи с этим может быть установлено условие, при котором граждане, имеющие трех и более детей, принимаются на учет в целях предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства в случаях, если они приняты на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в порядке, установленном статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Указанное условие рекомендуется устанавливать в субъектах Российской Федерации дифференцированно, с учетом складывающейся социально-экономической и демографической ситуации.

35. При установлении порядка отбора земельных участков в целях их предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства рекомендуется принимать во внимание, что для целей жилищного строительства, в первую очередь, необходимо рассматривать земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, установленный вид разрешенного использования которых позволяет осуществлять индивидуальное жилищного строительство или которые могут быть использованы для такого строительства в соответствии с документами территориального планирования и градостроительного зонирования муниципального образования, в том числе после изменения вида их разрешенного использования.

Земельные участки, расположенные в зонах перспективной застройки за границами населенных пунктов, могут рассматриваться в целях предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, для жилищного строительства с учетом сроков их предполагаемого включения в границы населенных пунктов. 36. В случае передачи органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществления полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности, в целях предоставления для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, рекомендуется учитывать, что согласно части 1.1 статьи 14 Федерального закона № 161-ФЗ принятие органом государственной власти решений о предоставлении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, гражданам, имеющим трех и более детей, допускается только после обеспечения указанных земельных участков объектами инфраструктуры в соответствии с параметрами планируемого строительства систем инженерно-технического обеспечения, предусмотренными проектами планировки в границах земельных участков, осуществление полномочий по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъекта Российской Федерации.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+