Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Гражданское право - Состав земельного фонда

Состав земельного фонда

Состав земельного фонда

2. Распределение земельных ресурсов по территории РФ

Основным документом, регулирующим распределение земельных ресурсов, является Земельный кадастр. Земельный кадастр — это государственная информационная инфраструктура, инструмент для решения основных целей земельных отношений российского государства. Эти цели можно сформулировать на сегодняшний день:

  1. первичное распределение земельного фонда страны (территории) по уровням земельной собственности, категориям земель, землевладельцам и землепользователям;
  2. организация использования земельного фонда страны (территории) для получения определенных благ жизнеобеспечения общества (продовольствие, чистая вода и воздух, древесина, полезные ископаемые, пространство и другие);
  3. обеспечение развития земельного оборота и рынка, системы земельных платежей;
  4. постоянное поддерживание движения земельного фонда страны между уровнями земельной собственности (государственная и частная), категориями земель, землевладельцами, землепользователями;
  5. установление прав и их ограничений в использовании земельного фонда страны с учетом интересов общества в целом и каждого его члена в отдельности;
  6. осуществление государственного контроля за использованием и охраной земельного фонда страны.

Весь земельный фонд РФ разделен на 7 категорий: I. Земли сельскохозяйственного назначения.

Включают в себя:

  1. дачные участки
  2. пашни
  3. земли, занятые лесополосами, внутрихозяйственными дорогами и с/х. зданиями
  4. сельскохозяйственные угодья
  5. сенокосы
  6. пастбища и многолетние насаждения

II.

Земли поселений. Это земли в пределах городской или поселковой черты. Для оценки очень сложны т.к. они неоднородны.

Обеспечивают до 80% «земельных» платежей в бюджет. III. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, и т.д.

Земли, расположенные за чертой поселений и отведенные предприятиям для хозяйственной деятельности. Введены в гражданский оборот.

IV. Земли особо охраняемых территорий. Земли, на которых установлен особый режим охраны.

Курорты, санитарные зоны, зоны вдоль авто- и железных дорог. За пределами поселений. V. Земли лесного фонда. Земли, покрытые лесной растительностью или предназначенные для её восстановления.

VI. Земли водного фонда VII. Земли запаса.

Находятся в государственной или муниципальной собственности.

Могут вводиться в гражданский оборот только при смене категории.

Земельный фонд России, его состояние и проблемы использования

Все земли, находящиеся в пределах Российской Федерации, составляют земельный фонд страны.

Такой фонд — это совокупность всех земельных участков и земель, расположенных в границах территории Российской Федерации. Площадь земельного фонда Российской Федерации на 1 января 2013 года составила 1709,8 млн.

га. В зависимости от установленного правового режима, фактического состояния и иных характеристик земельный фонд делится на различные виды земель. Основными из них являются земельные угодья и категории земель.

Земельные угодья — это земли, систематически используемые или пригодные для использования иод конкретные хозяйственные цели и отличающиеся по природно-историческим признакам. Сельскохозяйственные угодья (220,2 млн. га, или 12,9% всего земельного фонда страны) — это такие земельные угодья, которые систематически используются для получения сельскохозяйственной продукции: пашня; залежь; кормовые угодья (сенокосы и пастбища); многолетние насаждения.

При этом:

  1. — пашня систематически обрабатывается и используется под посевы сельскохозяйственных культу р;
  2. — сенокос систематически используется под сенокошение;
  3. — залежь — это такие земли, которые ранее использовались иод пашню, но более года не используются для посева сельскохозяйственных культур;
  4. — пастбище систематически используется для выпаса животных;
  5. — многолетние насаждения — это такое сельскохозяйственное угодье, которое используется под искусственно созданные древесные, кустарниковые или травянистые многолетние насаждения для получения урожая плодово-ягодной, технической и лекарственной продукции.

Рис. 12. Структура сельскохозяйственных угодий Структу ра сельскохозяйственных угодий такова: пашня составляет 121,5 млн.

га, залежь — 4,9 млн. га, многолетние насаждения —

  1. 1,8 млн. га, сенокосы — 24,0 млн. га, пастбища — 68,0 млн. га (рис.
  2. 12).

За период земельной реформы (с 1990 года) в целом по Российской Федерации произошло сокращение площади сельскохозяйственных угодий на 2,2 млн. га. Это негативная тенденция.

В структуре сельскохозяйственных угодий изменения за указанный период также негативные — сокращение площади земель, используемых под пашню, на 10,8 млн.

га. Весьма ценными сельскохозяйственными угодьями являются мелиорированные земли (орошаемые и осушенные).

В Российской Федерации во всех категориях земель имеется 10,9 млн. га мелиорируемых угодий, из них 8,9 млн.

га — сельскохозяйственные угодья. Однако доля мелиорированных земель в России существенно ниже, чем у наших основных конкурентов на рынке продовольствия — и составляет менее 8%. Тогда как в Китае — 44%, в Индии — 36%, в США-40%. Причем, внимание к мелиорации оказалось ослаблено именно в период рыночных реформ.

Причем, внимание к мелиорации оказалось ослаблено именно в период рыночных реформ.

Так, если к началу 90-х годов в Российской Федерации использовалось 11,5 млн. га мелиорированных сельскохозяйственных угодий (6,1 млн.

га — орошаемых и 5,4 млн. га — осушенных), то к настоящему времени в пользовании сельскохозяйственных товаропроизводителей находятся 9,1 млн.

га мелиорированных земель (4,2 млн. га орошаемых и 4,7 млн. га осушенных).

При этом пятая часть орошаемых земель находится в неудовлетворительном мелиоративном состоянии, а свыше 500 тыс. га орошаемых земель вообще не используются в сельскохозяйственном производстве. Половина орошаемых земель расположена на юге России.

Значительные площади земель орошаются в Краснодарском (401,5 тыс. га) и Ставропольском (276,4 тыс.

га) краях, Республике Дагестан (396,3 тыс.

га), Ростовской (230,4 тыс. га), Астраханской (211,0 тыс.

га) и Волгоградской (180,9 тыс.

га) областях. Большая часть осушаемых земель находится на северо-западе России. Значительные площади осушаются в Калининградской (1047,8 тыс.

га), Ленинградской (557,9 тыс.

га), Псковской (388,6 тыс. га) и Новгородской (352,6 тыс. га) областях, Республике Карелия (524,8 тыс. га). Состояние мелиорированных земель в указанных субъектах Российской Федерации преимущественно неудовлетворительное.

Важным шагом но улучшению такого положения должна стать реализация принятой в 2013 году федеральной целевой программы

«Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы»

. Кроме того, значительные площади сельскохозяйственных угодий подвержены разного рода негативным процессам, снижающим эффективность их использования, вызывающим деградацию, а в ряде случаев — необходимость прекращения их сельскохозяйственного использования.

Наиболее опасным процессом, вызывающим деградацию, разрушение и уничтожение почвенного покрова и наносящим невосполнимый ущерб земельным ресурсам, является эрозия. Она может быть водной, когда происходят смыв плодородного слоя почвы (плоскостная эрозия), ее размыв, проникающий и в более глубокие слои (линейная эрозия), обрушение берегов водоемов (абразивная эрозия) или же ветровой, когда почвы разрушаются в результате пыльных бурь (дефляция).

К настоящему времени эродировано, де- флировано и находится в эрозионно- опасном состоянии более 60% сельскохозяйственных угодий. Первопричиной эрозии являются природные факторы: климат и тип почв. Но часто их воздействие усилено или даже спровоцировано человеком, например, разрушение почвы сельскохозяйственной техникой и пастьбой скота, ошибками при организации орошения (ирригационная эрозия).

Причем, эрозия ведет не только к истощению пашни, но и к загрязнению водоемов и рек, резкому ухудшению экологической обстановки на значительных территориях. Вводной эрозии в той или иной степени подвержены земли в 75 субъектах Российской Федерации (в 3-х регионах эродировано до 1% пахотных земель, в 24-х — от 1 до 10%, в 33-х — от 10 до 20%, в 11 — от 20 до 30%, в 4-х — более 30%).

Причем, в различных природно-климатических условиях смыв вызывается разными причинами. Так, в республиках Северного Кавказа и в Дальневосточных регионах эрозия обусловлена, главным образом, ливнями. В лесной зоне, где образуются большие запасы снега, эрозия вызывается их таянием.

Процессы ветровой эрозии наблюдаются в 43 регионах, находящихся в пустынной, полупустынной, сухостепной и степной зонах.

Здесь распространены почвы легкого механического состава и карбонатные почвы. Но это наиболее развитые в сельскохозяйственном отношении районы — юг европейской части России и Западной Сибири. К рубежу XX-XXI веков в 17 регионах ветровой эрозии было подвержено до 1 % пахотных земель, в 11 — до 10%, в 5 — от 10 до 20%, в 10 — более 20% .

Поэтому при использовании эрозионно-опасных земель необходимо осуществление комплекса противоэрозионных мероприятий, в том числе развитие контурно-мелиоративного и ландшафтного земледелия, почвозащитная организация территории, минимизация обработки почв и ограничение пропашных культур на эродированных землях, их залужение, лесомелиоративные посадки и другие. Комплекс таких противоэрозионных мер был осуществлен, в частности, согласно программе

«Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы»

(утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 № 99, позднее продленной до 2013 года).

Это позволило защитить от водной эрозии, затопления и подтопления 548,91 тыс. га и еще 1201,32 тыс. га от ветровой эрозии и опустынивания. Глобальным явлением современности стало опустынивание земель.

Развитие процессов опустынивания в той или иной мере отмечается в 35 субъектах Российской Федерации. Этому процессу уже подвержены или опасны в этом отношении около 50 млн. га. При опустынивании нарушается природное равновесие, происходит деградация растительного и почвенного покрова, снижение продуктивности кормовых угодий, сопряженные с целым рядом других негативных процессов (засоление, осолонцевание, резкое снижение содержания гумуса).

Оно является результатом интегрального воздействия вышеназванных факторов на экосистемы аридных и субаридных зон.

Развитию опустынивания способствует нерациональное использование земель (перевыпас скота, несоблюдение пастби- щеоборотов, резкое снижение объемов противоэрозионных и фитомелиоративных работ) и недостаточный учет экологических факторов.

В наибольшей степени опустынивание затронуло территорию Черных земель (Республика Калмыкия, северная часть Дагестана, Астраханская область).

Но очаги различной степени опустынивания имеются на территории полутора десятков других регионов (Республика Хакасия, Республика Тыва, Забайкальский край), расположенных в зоне недостаточного увлажнения. Среди других негативных процессов следует отметить подтопление, засоление, зарастание кустарником, загрязнение, и другие природные и антропогенные (вызванные человеческой деятельностью) процессы, ухудшающие не только сельскохозяйственные, но и несельскохозяйственные угодья.
Среди других негативных процессов следует отметить подтопление, засоление, зарастание кустарником, загрязнение, и другие природные и антропогенные (вызванные человеческой деятельностью) процессы, ухудшающие не только сельскохозяйственные, но и несельскохозяйственные угодья. К несельскохозяйственным угодьям отнесены земли иод водой, включая болота; лесные площади и земли под лесными насаждениями; земли застройки; земли иод дорогами; нарушенные земли; а также прочие земли (овраги, пески, полигоны отходов, свалки, территории консервации и т.д.).

Категория земель в составе земельного фонда — это его часть, которая выделяется по основному целевому назначению и имеет определенный правовой режим.

Отнесение земель к категориям осуществляется в соответствии с их целевым назначением и правовым режимом. Законодательство предусматривает семь категорий земель (рис.

13):

  1. — земли запаса (90,9 млн. га).
  2. — земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (16,9 млн. га);
  3. — земли населенных пунктов (19,9 млн. га из них 8,2 млн. га — земли городских населенных пунктов и 11,7 млн. га — сельских населенных пунктов);
  4. — земли лесного фонда (1121,9 млн. га);
  5. — земли особо охраняемых территорий и объектов (46,1 млн. га);
  6. — земли сельскохозяйственного назначения (386,1 млн. га);
  7. — земли водного фонда (28,0 млн. га);

Рис. 13. Распределение земельного фонда по категориям Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за границами населенных пунктов, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей. Земли данной категории выступают как основное средство производства в сельском хозяйстве, они имеют особый правовой режим и подлежат особой охране, направленной на сохранение их площади, предотвращение развития негативных процессов и повышение плодородия почв.

К данной категории отнесены земли, предоставленные различным сельскохозяйственным предприятиям и организациям (товариществам и обществам, кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, научно-исследовательским учреждениям). В нее входят также земельные участки, предоставленные гражданам для ведения КФХ, ЛИХ, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных. Кроме этого, к категории земель сельскохозяйственного назначения отнесены земли, выделенные казачьим обществам и родовым общинам.

Площадь сельскохозяйственных угодий в составе данной категории земель составляет 196,2 млн.

га, а несельскохозяйственных угодий — 189,9 млн. га (таковыми являются земли под зданиями, сооружениями, внутрихозяйственными дорогами, лесными насаждениями (28,8 млн. га), поверхностными водными объектами, а также земельными участками, предназначенными для обслуживания сельскохозяйственного производства).

При этом более 26% (101,4 млн. га) несельскохозяйственных угодий категории составляют земли, предоставленные и предназначенные для северного оленеводства. Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

Границы городских и сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.

На практике, если границы населенных пунктов не были установлены, то в их состав включаются земли по результатам инвентаризаций земель, утвержденных компетентными органами власти (фактическая застройка, включая примыкающие к домам приусадебные участки; это особенно характерно для земель сельских населенных пунктов). К городским населенным пунктам относят города и поселки.

К сельским населенным пунктам относят села, станицы, деревни, хутора, кишлаки, аулы, стойбища, заимки и иные населенные пункты.

К землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землям для обеспечения космической деятельности, землям обороны, безопасности и землям иною специального назначения отнесены земли, которые расположены за границами населенных пунктов. И они используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач.

В их составе находятся:

  1. — земли энергетики (138,7 тыс. га), к которым отнесены земельные участки, предоставленные для размещения гидроэлектростанций и других электростанций, воздушных линий электропередачи, подстанций, распределительных пунктов и других сооружений;
  2. — земли для целей обеспечения космической деятельности, имеющие площадь 11,7 тыс. га;
  3. — земли промышленности (1749,0 тыс. га) — это земельные участки, предоставленные для размещения административных и производственных зданий, строений и сооружений и обслуживающих их объектов, а также земельные участки, предоставленные предприятиям горно-добывающей и нефтегазовой промышленности, для разработки полезных ископаемых;
  4. — земли транспорта (2298,7 тыс. га). К ним относят земельные участки, предоставленные предприятиям, учреждениям и организациям железнодорожного, автомобильного, воздушного, трубопроводного, морского, внутреннего водного транспорта. Для осуществления специальных задач по содержанию, строительству, реконструкции, ремонту и развитию объектов транспорта;
  5. — земли связи, радиовещания, телевидения, информатики, занимающие 28,0 тыс. га;
  6. — земли обороны и безопасности, составляющие в общей сложности 11 945,7 тыс. га.

Площадь земель иного специатьного назначения, отнесенных к данной категории, составила 727,1 тыс. га. Эти земли представлены участками, выделенными мелким организациям, автозаправочным станциям и т.п.

Сюда относятся участки под выкупленными в собственность цехами промышленных предприятий, иод зверохозяй- ствами, а также под объектами соцкультбыта, расположенными за границами населенных пунктов, такими как школы, больницы, ветеринарные пункты, индивидуальные жилые дома, свалки, кладбища, монастыри и пр.

Фактически к землям иного специального назначения в настоящее время отнесены земельные участки, предоставленные для различных целей и неучтенные в других категориях земель. В структуре угодий, данной категории земель, преобладают лесопокрытые земли (24,3%). Сельскохозяйственные угодья занимают площадь 1,1 млн.

Сельскохозяйственные угодья занимают площадь 1,1 млн.

га (6,5%), из которых около 754,7 тыс.

га приходится на земли обороны, ранее предоставленные в основном военным совхозам для производства сельскохозяйственной продукции и гражданам для сельскохозяйственных целей. Сельскохозяйственные угодья, расположенные в полосе отвода железных дорог, занимают 120,5 тыс.

га. Эти земли могут предоставляться в виде служебных наделов для огородничества и выпаса скота.

К особо охраняемым территориям относятся земли, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение.

В состав земель данной категории входят особо охраняемые природные территории, занимаемые государственными природными заповедниками, в том числе биосферными, национальными и природными парками, государственными природными заказниками, памятниками природы, дендрологическими парками, ботаническими садами, лечебно-оздоровительными местностями и курортами. Кроме природных территорий, в категорию земель входят земельные участки, занятые объектами физической культуры и спорта, отдыха и туризма, памятниками истории и культуры.

Для земель данной категории установлен особый режим особой охраны. В целях обеспечения их сохранности они полностью или частично изымаются из хозяйственного использования. Правовой режим земельных участков, отнесенных к данной категории, зависит от правового режима территорий, на которых они находятся, или объектов, которые на них располагаются.

Значительную часть земель особо охраняемых территорий и объектов составляют ООПТ (45,9 млн. га, сосредоточенные в основном в Красноярском крае, республиках Саха (Якутия), Коми и Бурятия, Хабаровском крае, Иркутской и Архангельской областях, Ямало-Ненецком автономном округе). Площадь земель лечебнооздоровительных местностей и курортов составляет 32,4 тыс.

га, земель рекреационного назначения — 183,1 тыс. га, земель историко- культурного назначения — 17,8 тыс. га. К землям лесного фонда относят как лесные, так и нелесные земли.

Лесные земли представлены участками, покрытыми лесной растительностью, и участками, не покрытыми лесной растительностью, но предназначенными для ее восстановления (вырубки, гари, участки, занятые питомниками и т.п.). К нелесным отнесены земли, предназначенные для ведения лесного хозяйства (просеки, дороги, и др.). Площадь земель лесного фонда составляет 1121,9 млн.

га. В настоящее время продолжаются работы по переводу в лесной фонд лесопокрытых земель, ранее включенных в состав других категорий земель (всего таких 57,7 млн.

га), в том числе ранее находившихся в постоянном (бессрочном) пользовании сельскохозяйственных организаций. К землям водного фонда (28,0 млн.

га) относятся земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, а также занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на них. В то же время значительные площади земель, подлежащих отнесению к категории земель водного фонда, включены в состав других категорий (всего земель под водой (без болот) по стране имеется 72,2 млн.

га), в том числе это лесной фонд, земли сельскохозяйственного назначения и земли запаса.

Земли запаса — это земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам (90,9 млн.

га). Это неиспользуемые земли. В земли запаса в установленном порядке могут переводиться деградированные сельскохозяйственные угодья, а также земли, подверженные радиоактивному и химическому загрязнению и выведенные из хозяйственного использования. В состав земель запаса также входят земли, занятые обширными природными объектами, не вовлеченные в хозяйственный оборот, представляющие собой скалы, ледники, пески, галечники и т.п., а также земли под участками леса и водными объектами.

В отношении последних при необходимости в установленном порядке проводятся мероприятия по их переводу в другие категории земель согласно требованиям лесного, водного и земельного законодательства. До введения в действие ЗК РФ к землям запаса относился также неиспользуемый фонд перераспределения земель, однако теперь он входит в состав земель сельскохозяйственного назначения. Еще одной важнейшей характеристикой земельного фонда является его распределение по формам собственности — земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах.

На праве частной собственности земля принадлежит гражданам и юридическим лицам. В государственной собственности находятся земли, не переданные в собственность граждан, юридических лиц, муниципальных образований. Государственная собственность состоит из земель, находящихся в собственности Российской Федерации, и земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.

Земли, принадлежащие на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, являются муниципальной собственностью. В настоящее время большая часть земельного фонда страны (I 576,8 млн.

га, или 92,2%) находится в государственной и муниципальной собственности.

В собственности граждан и юридических лиц находится 133,0 млн.

га (7,8% земельного фонда страны). Из них площадь земель, находящихся в собственности граждан и их объединений, составляет 118,3 млн. га, (6,9%), а в собственности юридических лиц — 14,7 млн.

га (0,9% земельного фонда России). Большая часть частной земельной собственности приходится на земельные доли.

К настоящему времени в общей долевой собственности в виде земельных долей находится большая часть сельскохозяйственных угодий из состава земель сельскохозяйственного назначения (107, 4 млн. га из 196,1 млн. га). За время земельной реформы менялись цели, к которым в данном вопросе стремилось государство (сначала — создавая земельные доли, а затем, пытаясь урегулировать возникшие и усугубляющиеся проблемы).
га из 196,1 млн. га). За время земельной реформы менялись цели, к которым в данном вопросе стремилось государство (сначала — создавая земельные доли, а затем, пытаясь урегулировать возникшие и усугубляющиеся проблемы).

При этом можно выделить 6 этапов. На первом этапе (1990-1991 гг.) было подтверждено многообразие и равенство государственной, колхозно-кооперативной, частной, коллективно-долевой форм собственности, но без осуществления практических действий, направленных на формирование частной земельной собственности в гаком масштабе, который был бы сопоставим с государственной земельной собственностью.

На втором этане (1992-1993 гг.) произошло наделение сельского населения земельными долями.

При этом решались три задачи: в массовом порядке быстро создать частную земельную собственность;

  1. — оптимизировать сложившуюся систему сельскохозяйственного землепользования — путем последующей концентрации земли у наиболее эффективных сельскохозяйственных товаропроизводителей.
  2. — способствовать ускоренной реорганизации колхозов и совхозов;

Результатом этого этапа стало появление почти 12 млн.

частных земельных собственников (собственников земельных долей).

Третий этап (1994-2002) характеризуется расширением возможностей собственников земельных долей распорядиться ими. Доли разрешалось продавать, сдавать в залог и аренду, передавать но наследству, обменивать на имущественный пай (не увязывая эго с выходом из хозяйства); за счет долей можно было увеличить свое подсобное хозяйство, передав долю на условиях договора ренты и пожизненного содержания. Причем, сделки с долями могли совершаться без согласия других участников долевой собственности.

Но в это же время возникли существенные пробелы в земельном законодательстве, а решения по поводу земельных долей были приняты Президентом Российской Федерации и не подкреплены нормами закона. Это порождало многочисленные сомнения в их правомерности. В результате ожидавшейся концентрации земельных долей не произошло.

Должным образом статус земельных долей был определен только на четвертом этапе (2002-2005), когда удалось принять закон об обороте сельхозземель, согласно которому земельная доля, полученная при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу данного закона, признавалась долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Принятие указанного закона не только определило правовой статус земельных долей, но и повлекло некоторое ограничение (в сравнении с 90-ми годами) прав по распоряжению земельной долей, тогда же органы государственной власти (или местного самоуправления, если так решат региональные законодатели) получили рычаги регулирования сделок с долями через механизм преимущественного права их покупки.

Рис.

14. Соотношение статуса и объема прав но распоряжению земельными долями, в сравнении с долями, свойственными гражданскому законодательству Пятый этап (2005-2010) начался после внесения принципиальных поправок в закон об обороте сельхозземель, согласно которым преимущественное право покупки земельных долей перешло от органов публичной власти к сельскохозяйственным организациям или членам КФХ, использующим соответствующие земельные участки. А права собственников земельных долей по распоряжению ими были существенно ограничены — сохранилась возможность лишь их завещания, отказа и передачи другому сособственнику или хозяйству. Для обладателей прав на земельные доли наиболее существенным различие вышеназванных этапов заключалось в том, что возможности по совершению сделок с земельными долями (рис.

14, первый и второй этапы на нем объединены в этап формирования долей). Текущий (шестой) этап начался в конце 2010 года, когда появилась законодательная возможность передачи в муниципальную собственность невостребованных земельных долей, т.е.

таких, собственники которых все еще не предприняли каких-либо действий по распоряжению землей, доставшейся им в собственность (по различным оценкам суммарная площадь таких долей достигла 25 млн. га). Помимо ситу ации с земельными долями основными проблемами в состоянии и использовании земельного фонда является ухудшение качественного состояния земель вследствие их подверженности разного рода негативным процессам, а также неиспользование сельскохозяйственных земель и выбывание их из аграрной сферы (главным образом — под застройку).

Как показала Всероссийская сельскохозяйственная перепись 2006 года, в стране не используется почти пятая часть сельскохозяйственных угодий (41,5 млн. га). При таком неиспользовании следует различать три ситуации:

  1. — трудности финансового характера, не позволяющие некоторым сельскохозяйственным организациям использовать имеющиеся земельные ресурсы в полном объеме (как правило, в хозяйственном обороте при этом остаются лишь наиболее плодородные земли);
  2. — земли, ранее освоенные под сельскохозяйственные угодья, но с учетом изменившихся глобальных условий ведение на них сельскохозяйственного производства стало неоправданно (в основном, это участки в малонаселенных, фактически брошенных за последние годы территориях);
  3. — приобретение сельскохозяйственных угодий не для выращивания на них сельскохозяйственной продукции, а с целью их скупки по относительно дешевой цене, имея в виду последующую выгодную перепродажу при возможности использования таких земель под несельскохозяйственные цели (жилая и нежилая застройка, организация досуга и отдыха населения, различные сервисные цели — тогда цена на землю вырастет). Или просто когда понадобятся свободные средства. Такое неиспользование стало достаточно распространенным и вполне ожидаемым негативным последствием перехода к рыночным отношениям.

В настоящее время наибольшее количество неиспользуемой пашни сосредоточено в Северо-Западном федеральном округе — 42% от всей площади пашни, и в Дальневосточном федеральном округе — 37%.

Более 20% площади пашни не используется в Сибирском федеральном округе (24%) и Центральном федеральном округе (23%). При этом состояние неиспользуемых пахотных угодий ухудшается — они деградируют: 7,8 млн.

га неиспользуемой пашни (37%) закустарено и покрыто лесом, 1,8 млн. га (8,5%) подвержено эрозии и еще около 600 тыс. га (3%) заболочено и подтоплено [5, с. 45]. Наиболее действенный механизм борьбы с такими явлениями — это принудительное изъятие неиспользуемых земельных участков.
Контрольные вопросы:

  1. 4. Что такое мелиорированные земли, где расположена их большая часть и каково их качественное состояние?
  2. 7. Что такое категория земель? Какие категории земель Вы знаете?
  3. 3. В чем различие сельскохозяйственных и несельскохозяйственных угодий?
  4. 15. Охарактеризуйте этапы в процессе создания земельных долей и урегулирования связанных с ними проблем.
  5. 5. Каковы основные негативные процессы, ухудшающие состояние земель?
  6. 6. В чем различие между водной и ветровой эрозией?
  7. 1. Что входит в понятие «земельный фонд»?
  8. 13. Что такое земли запаса?
  9. 10. Охарактеризуйте земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
  10. 12. Какие земли относят к лесному фонду и водному фонду?
  11. 16. В чем заключается проблема неиспользования земель?
  12. 2. Что такое земельные угодья?
  13. 11. Какие земли относят к особо охраняемым территориям?
  14. 9. Охарактеризуйте земли населенных пунктов.
  15. 14. Что такое земельные доли?
  16. 8. Какие земли признаются законодательством в качестве земель сельскохозяйственного назначения?
  1. См. Указ Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 г.

    № 337 «О реализации конституционныхправ граждан на землю» // Рос.

    газ. № 47. 12.03. 1996. 135

Сущность, состав и значение земельного фонда

земельный баланс мелиорированный сельскохозяйственный Земля является основным, незаменимым природным ресурсом, от уровня и эффективности использования которого зависит благополучие каждого гражданина Республики Беларусь. Земельный фонд — общая земельная площадь разнообразного назначения, находящаяся в пределах административной единицы: государства, области, района, организации, учреждения, отдельного хозяйства.

Земельный фонд обычно ограничен территориальным периметром и состоит из земельных участков различного целевого назначения.

В настоящее время в Республике Беларусь определены следующие категории землепользователей: сельскохозяйственные организации; крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, промышленные организации; организации железнодорожного, автомобильного транспорта; организации обороны; организации связи, энергетики и иного назначения; организации природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения; государственные лесохозяйственные организации; организации, эксплуатирующие и обслуживающие гидротехнические и другие водохозяйственные сооружения. Кроме того, определены земельные участки, не предоставленные во владение или пользование и не переданные в собственность.

Земельный фонд Республики Беларусь составляет примерно 20,8 млн.га. Та часть земельного фонда, которая имеет сельскохозяйственное назначение и занимает 9,1 млн. га, находится в пользовании или владении организаций, учреждений и хозяйств, входящих в систему агропромышленного комплекса (АПК) Беларуси[12].

В системе АПК земельный фонд может выполнять разнообразные функции. Так, если в сельскохозяйственной сфере земельный фонд, являясь территориально-пространственной базой размещения хозяйствующего субъекта, выполняет в первую очередь роль главного фактора производства сельскохозяйственной продукции, то во вспомогательной, перерабатывающей, торгово-сбытовой сферах земельная площадь — это, главным образом, пространственная территория, на которой размещаются постройки, сооружения, площадки, проезды и т.п. Земельный фонд сельскохозяйственной сферы АПК выступает в качестве решающего и незаменимого фактора производства сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств, основными из них в Республике Беларусь является:

  1. · кооперативные и государственные сельскохозяйственные организации и учреждения, представленные разнообразными формами;
  2. · граждане, имеющие пожизненное наследуемое землевладение, крестьянские (фермерские), личные подсобные хозяйства, а также лица, занимающиеся огородничеством, сенокошением, выпасом скота и т.д.
  3. · несельскохозяйственные учреждения и организации.

Земельный фонд Беларуси, являясь в целом важнейшим природным ресурсом и национальным богатством государства, в сельскохозяйственной сфере АПК выступает в качестве основного средства производства.

Уникальность земли заключается в том, что она создана силами природы, а человек своими усилиями может ее лишь облагородить и улучшить. Направленность и эффективность использования земельного фонда в большой мере определяет различные стороны жизни человека.

Земельный фонд сельскохозяйственной сферы АПК состоит из отдельных видов земель, которые представляют собой участки земли, имеющие определенное назначение. По назначению все земли подразделяются на две группы: земли сельскохозяйственного назначения (сельскохозяйственные земли); земли несельскохозяйственного назначения (несельскохозяйственные земли)[24].

Сельскохозяйственными принято называть такие земли, которые прямо, непосредственно предназначены для производства сельскохозяйственной продукции.

К ним относятся пахотные, залежные земли, земли под постоянными культурами, луговые земли. Пахотные земли — вид сельскохозяйственных земель, имеющих определенную систему обработки (перепашку) и используемых под систематический посев сельскохозяйственных культур.

Залежные земли- вид земель, ранее обрабатываемых как пахотные, но более одного года не используются под посев сельскохозяйственных культур. Земли под постоянными культурами — вид сельскохозяйственных земель, занятых искусственными насаждениями древесных, кустарниковых или травянистых многолетних насаждений, предназначенных для получения урожая плодов, ягод, другой продовольственной, технической, лекарственной продукции, а также декоративного оформления территории. В составе этих земель выделяют земли под садами, ягодниками, плантациями и плодовыми питомниками.

Луговые земли — сельскохозяйственные земли, занятые луговыми многолетними травами и используемые для сенокошения и выпаса скота, сбора лекарственных трав, в качестве медоносов и т.д. По способу возобновления и составу травостоя различают естественные и улучшенные луговые земли. Естественные луговые земли — участки земель, имеющие природный травостой.

К улучшенным землям относят участки луговых земель, занятые многолетними сеяными травами, которые по своим природным, технологическим, экологическим и другим свойствам не включены в состав пахотных земель.

Несельскохозяйственные земли — это участки земель, не имеющие прямого сельскохозяйственного назначения и используемые для различных хозяйственных и иных целей. К ним относятся лесные земли, земли под древесно-кустарниковой растительностью, под водными объектами, под дорогами и другими транспортными путями, под застройкой; нарушенные, неиспользуемые и другие земли.

Перечень (название) земель, имеющихся в распоряжении юридического и физического лица, принято называть экспликацией. Необходимо обратить внимание на то, что если для ведения производственно-экономической деятельности организаций, учреждений и хозяйств сельскохозяйственной сферы состав земельного фонда играет особую роль, то для субъектов хозяйствования вспомогательной, перерабатывающей и торгово-сбытовой сфер АПК такой состав не имеет принципиального значения. Например, для работы молокоперерабатывающей организации или торгового центра совершенно безразлично, на каких видах земель размещены их производственные помещения, площадки, офисы.

Структура земель

Как объект хозяйствования весь государственный земельный фонд характеризуется показателями, отражающими распределение земель по целевому назначению, формам собственности, по землевладениям, землепользованиям и земельным участкам, по угодьям (рис. 1.3).

Рис. 1.3. ного фонда Российской Федерации Основным принципом землепользования является использование земли в строгом соответствии с ее целевым назначением и разрешенным использованием.

В соответствии с этим принципом земли делятся по категориям и видам разрешенного использования. Категория земель — часть земельного фонда, выделяемая по основному целевому назначению и имеющая определенный правовой режим. ЗК РФ выделяет семь категорий земель по целевому назначению:

  1. 7) земли запаса.
  2. 6) земли водного фонда;
  3. 1) земли сельскохозяйственного назначения;
  4. 2) земли населенных пунктов;
  5. 5) земли лесного фонда;
  6. 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
  7. 4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

по целевому назначению по состоянию на 1 января 2014 г.

представлена на рис. 1.4.

Рис. 1.4. по целевому назначению:

  1. 1 — земли лесного фонда — 65,7% (1122,3 млн га); 2 — земли сельскохозяйственного назначения — 22,6% (386,5 млн га); 3 — земли водного фонда — 1,6% (28,0 млн га);
  2. 1,2% (20,0 млн га); 6 — земли промышленности и иного специального назначения — 1,0% (16,9 млн га); 7 — земли особо охраняемых территорий и объектов —
  3. 2,7% (46,8 млн га)
  4. 4 — земли запаса — 5,2% (89,3 млн га); 5 — земли населенных пунктов —

Как видно, наибольшую долю в земельном фонде России занимают земли лесного фонда (65,7%).

Затем по объему следуют земли сельскохозяйственного назначения (22,6%). Доля других категорий земель невелика (от 1 до 5,2%).

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.

Вид разрешенного использования земельного участка определяет вид хозяйственной или иной деятельности, которая может осуществляться на земельном участке. Для каждого земельного участка устанавливается один или несколько видов разрешенного использования, которые определяются с учетом ограничений, установленных в зонах с особыми условиями использования территорий. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

  1. Здесь и далее в этом параграфе используются официальные статистические данные,представленные в Государственном (национальном) докладе о состоянии и использованииземель в Российской Федерации в 2013 г. Более поздние сведения отсутствуют.

Подобные документы

  1. Классификация земель лесного фонда. Основные методы их оценки. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель лесного фонда на уровне оценочных зон и субъектов Российской Федерации. Основные показатели кадастровой стоимости лесных земель.курсовая работа [81,6 K], добавлен 23.03.2010
  2. Преобразования, начатые в ходе земельной и аграрной реформ, оценка их влияния на правовой режим земель сельскохозяйственного назначения.

    Понятие и состав фонда перераспределения земель, история его создания в Бурятии. Содержание, структура данного фонда.реферат [25,9 K], добавлен 07.02.2015

  3. Понятие и сущность земель сельскохозяйственного назначения.

    Особенности и практическая реализация их оборота. Субъекты, осуществляющие использование земель и их правомочия.

    Судебная защита прав граждан при выделе участка в натуре в счет земельных долей.дипломная работа [71,3 K], добавлен 24.04.2015

  4. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения. Порядок и особенности использования земель сельскохозяйственного назначения. Особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения.

    Федеральный закон об обороте земель с-х назначения.курсовая работа [44,3 K], добавлен 09.02.2007

  5. Правовое регулирование земельного рынка в Российской Федерации. Доходный, затратный и сравнительный подходы к оценке земельного участка. Особенности оценки земель сельскохозяйственного назначения.

    Кадастровая оценка земель различного целевого назначения.учебное пособие [205,4 K], добавлен 01.08.2009

  6. Понятие и общая характеристика правового режима земель сельскохозяйственного назначения. Нормативно-правовые акты, регулирующие порядок использования земель. Субъекты, осуществляющие использование.

    Правовое регулирование. Формы осуществления оборота.реферат [32,1 K], добавлен 03.06.2008

  7. Понятие и признаки земель поселений. Черты и типы поселений. Правовой режим жилых, производственных общественных, деловых зон, зон инженерных и транспортных инфраструктур, рек, рекреационных зон и зон особо охраняемых территорий, городов.курсовая работа [51,4 K], добавлен 09.02.2007
  8. Земельный фонд Российской Федерации, его состояние. Анализ использования земель Саратовской области.

    Применение ГИС–технологий в агропромышленном комплексе. Природно-экономическая характеристика Ершовского района. Распределение земельного фонда района.дипломная работа [6,0 M], добавлен 16.07.2019

  9. Виды земель в земельном фонде.

    Особенности земель различных категорий.

    Земли сельскохозяйственного назначения, поселений, принадлежащие гражданам, специального назначения, особо охраняемых территорий и объектов, лесного, водного фонда и земли запаса.контрольная работа [32,1 K], добавлен 27.02.2014

  10. Правовое регулирование комплекса вопросов рационального использования земель сельскохозяйственного назначения. Принцип целевого характера использования земель.

    Общие права по использованию земли. Санкции за нарушение земельного законодательства.реферат [24,0 K], добавлен 24.07.2011

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.Рекомендуем .

© 2000 — 2018, ООО «Олбест» Все права защищены

Состав Земельного фонда РФ

В земельном законодательстве юридическое понятие земли раскрывается при помощи классификации земель на категории по признаку целевого назначения. Такая классификация дана в Земельном кодексе РФ в разделах, устанавливающих правовой режим таких категорий земель.

Земли в РФ по целевому назначению подразделяются на:

  1. в) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
  2. г) земли особо охраняемых территорий и объектов;
  3. а) земли сельскохозяйственного назначения;
  4. е) земли водного фонда;
  5. б) земли поселений;
  6. ж) земли запаса.
  7. д) земли лесного фонда;

Из этих положений Земельного кодекса становится ясно, что к землям в юридическом смысле относится вся земная поверхность в пределах территории РФ, включая сухопутную территорию и такие непривычные для обыденного представления о земле ее части, как дно рек, морей, водохранилищ, поверхность гор и пустынь. В таком единстве своих частей земля выступает совокупным объектом земельных правоотношений. Во-вторых, объектом в реальных земельных правоотношениях выступают земельный участок, доля в праве общей собственности на земельные участки либо часть земельного участка.

Земельный участок — это юридически и физически индивидуально обособленная часть земель, на который распространяются права и обязанности конкретных субъектов. Так, если общим правилом установлено, что земли сельскохозяйственного назначения предоставляются гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства Статья 78 Земельного Кодекса РФ., то реализовать это правило можно, лишь выделив земельный участок конкретному гражданину на местности с установлением межевых знаков, обозначающих границы такого участка. Соответственно возникшие в этом случае права и обязанности конкретного субъекта распространяются на индивидуально обособленную часть земель — конкретный земельный участок.

Земли всех категорий используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ и этнических общностей может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий.

Функции создания и управления земельным фондом:

  1. г) воспроизводство земельных ресурсов;
  2. д) землеустройство;
  3. е) контроль за использованием и охраной земель.
  4. б) распределения и перераспределения земель;
  5. а) учетная;
  6. в) прогнозирование, использование и охрана земель;

Принципы учета в РФ:

  1. в) эффективность — государственные органы, осуществляющие учет в РФ должны использовать при его проведении новейшие достижения науки и техники;
  2. д) непрерывность.
  3. г) достоверность;
  4. б) системность — учет земель в РФ ведется по одной единой системе, устанавливаемой федеральным законодательством;
  5. а) всеобщность — все земли на территории РФ подлежат учету, независимо от форм собственности и категорий;

Основным документом, регулирующим распределение земельных ресурсов, является Земельный кадастр. Земельный кадастр — это государственная информационная инфраструктура, инструмент для решения основных целей земельных отношений российского государства. Эти цели можно сформулировать на сегодняшний день:

  1. — первичное распределение земельного фонда страны (территории) по уровням земельной собственности, категориям земель, землевладельцам и землепользователям;
  2. — осуществление государственного контроля за использованием и охраной земельного фонда страны.
  3. — установление прав и их ограничений в использовании земельного фонда страны с учетом интересов общества в целом и каждого его члена в отдельности;
  4. — обеспечение развития земельного оборота и рынка, системы земельных платежей;
  5. — постоянное поддерживание движения земельного фонда страны между уровнями земельной собственности (государственная и частная), категориями земель, землевладельцами, землепользователями;
  6. — организация использования земельного фонда страны (территории) для получения определенных благ жизнеобеспечения общества (продовольствие, чистая вода и воздух, древесина, полезные ископаемые);

Земли запаса и ООПТ

Эти две категории земель изъяты из оборота.

Земли особо охраняемых природных территорий являются, как правило, государственной собственностью, хотя закон допускает нахождение этих участков в частной собственности. Просто в России еще не было подобных прецедентов.Земли, признанные особо ценными для общества, переводятся из одной категории в другую, изымаются из оборота и хозяйственного использования. Их обратный перевод в другую категорию законом не предусмотрен.

Земли запаса нельзя использовать в хозяйственных целях, но можно перевести в иную категорию и с определенным разрешенным использованием.

Земельный фонд России, категории земель: определение, структура

Вся территория Российской Федерации представляет собой Государственный земельный фонд. Это понятие отличается от понятия земельные ресурсы поскольку не связано непосредственно с условиями существования человечества, а характеризует естественные условия территории (в границах всего государства или его административно-территориальных единиц). Именно земельный фонд является объектом управления и суверенитета государства, а также объектом хозяйствования.

По состоянию на 2000 год земельный фонд Российской Федерации (без учета внутренних вод и территориального моря) составлял 1709,8 млн.га. Земельный фонд как объект хозяйствования характеризуется следующими показателями:

  1. * распределением по землевладениям, землепользованиям и земельным участкам;
  2. * распределением земель по видам и формам собственности;
  3. * классификацией земель по угодьям.
  4. * распределением земель по целевому назначению (категориям);

Важнейшей формой организации использования Государственного земельного фонда является распределение земель по категориям. Оно проводится на основе зонирования территории и определения доминирующих факторов производительного потенциала земли.

При этом каждый земельный участок относится к одной из категорий, тем самым определяются цели, задачи и правовой режим его хозяйственного использования. Земельным законодательством предусмотрены следующие категории земель. 1. Земли сельскохозяйственного назначения, к которым относятся все земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей в соответствии с территориальным планированием.

Их общая площадь составляет 406,9 млн.га, или 23,8% государственного земельного фонда. Земли сельскохозяйственного назначения могут быть предоставлены колхозам, кооперативным хозяйствам, акционерным обществам и товариществам; государственным сельскохозяйственным предприятиям, научным и учебным сельскохозяйственным учреждениям; крестьянским (фермерским) хозяйствам, а также для ведения подсобного сельского хозяйства, садоводства и огородничества.

  1. * земли сельскохозяйственного использования и другие угодья;
  2. * земли застройки;
  3. * земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания и иного назначения.
  4. * земли общего пользования;
  5. * земли занятые лесами, а в городах — городскими лесами;
  6. 2. Земли поселений, к которым относятся территории, предназначенные для размещения и строительства городов, поселков и сельских поселений. Основным назначением данной категории является удовлетворение всесторонних жилищных, производственных, социальных и культурно-бытовых потребностей местных жителей, а также градостроительных нужд в целом. Поскольку функциональное предназначение земель поселений различно, то в соответствии с генеральными планами или проекта ми планировки в состав этих земель входят:
    • * земли застройки;
    • * земли общего пользования;
    • * земли сельскохозяйственного использования и другие угодья;
    • * земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
    • * земли занятые лесами, а в городах — городскими лесами;
    • * земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания и иного назначения.
  7. * земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

Землями поселений являются все земли в пределах городской (поселковой) черты, то есть внешней границы, установленной в порядке землеустройства.

Их общая площадь составляет 18,8 млн.га или 1,1% земельного фонда Российской Федерации.

  1. 4. Земли особо охраняемых территорий и объектов. К этой категории относятся территории природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения с установленными особыми правовыми режимами. В силу особого экологического предназначения эти участки полностью или частично изъяты из хозяйственного или гражданского оборота. Площадь земель природоохранного назначения составляет 31,6 млн.га, или 1,9% земельного фонда страны.
  2. 3. Земли промышленности, транспорта, связи и иного несельскохозяйственного назначения. В эту землю входят особые земельные участки промышленных предприятий, организаций связи, радиовещания, телевидения, информатики, энергетики и обороны, а также линейные отводы транспортных магистралей. Целевое назначение этих земель различно и соответствует целям и задачам функционирования соответствующих предприятий и организаций. Общая площадь земель этой категории 17,7 млн.га, что составляет 1,0% территории страны.
  3. 5. Земли лесного фонда. В эту категорию входят лесопокрытые территории, а также территории, не покрытые лесом, но предназначенные для ведения лесного хозяйства. Основным целевым назначением этих земель является производство древесины, сохранение и восстановление леса как важнейшего элемента окружающей среды и жизнедеятельности человека. Земли лесного фонда — самая обширная категория. Их площадь составляет 1080,0 млн. га, или 64,1% Государственного земельного фонда.

Лесной фонд состоит из лесов государственного назначения и ведомственных лесов.

Государственные леса находятся в ведении государственных органов лесного хозяйства, а ведомственные леса предоставляются лесохозяйственным, сельскохозяйственным и иным негосударственным предприятиям в бессрочное пользование.

6. Земли водного фонда. К этой категории относятся территории, занятые водоемами, ледниками, болотами (за исключением тундровой и лесотундровой зон), гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также земли по полосам отводов водоемов, магистральных каналов и коллекторов.

К землям водного фонда относятся также земли, используемые для удовлетворения питьевых, бытовых нужд населения; водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных промышленных, энергетических и иных общественных потребностей. Целевое назначение земель водного фонда может быть различно, поскольку водоемы, береговые полосы и другие земельные участки используются многими субъектами.

С землепользованием связано право водопользования, ловли рыбы, транспортировки грузов, строительства и т. п. Общая площадь земель водного фонда составляет 27,4 млн.га, или 1,6% территории России.

7. Земли запаса. К землям запаса относятся все земли, не предоставленные в собственность и постоянное пользование юридическим и физическим лицам. Они служат резервом для дальнейшего развития хозяйственных отраслей государства и могут быть переданы юридическим лицам и гражданам по мере надобности.

Общая площадь земель запаса составляет 127,4 млн. га, или 6,5% Госземфонда. Структура земель запаса постоянно меняется. Распределение земель по категориям жестко регламентируется государством.

Даже при изменении формы собственности на земельный участок (приобретении права частной собственности, покупки, получения наследства и т. п.) владелец не вправе менять целевое назначение и соответствующий перевод земельного участка из одной категории в другую — прерогатива компетентны государственных органов.

Понятие и состав земельного фонда

Совокупность земель в пределах границ Российской Федерации образу­ет земельный фонд.

Он делится на несколько категорий земель в соответст­вии с их целевым назначением: — земли сельскохозяйственного назначения; — земли населенных пунктов; — земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевиде­ния, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения; — земли природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; — земли лесного фонда; — земли водного фонда; — земли запаса. Каждая из перечисленных категорий земель обладает особенностями правового режима, установленного земельным законодательством. Основную часть земельного фонда составляютземли сельскохозяйствен­ного назначения, которыми признаются земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей (ст.

56 Земельного кодекса РСФСР).

К ним относятся сельскохозяйственные угодья (пашня, се­нокосы и пастбища, земли, занятые многолетними насаждениями и др.), а также земли, которые обслуживают вспомогательные нужды сельскохозяйст­венного производства (занятые постройками, дорогами, сооружениями и др.). Специфика правового режима этой категории земель в отличие от других определяется в конечном счете использованием сельскохозяйственных зе­мель в качестве основного средства производства.

С учетом экономичес­кой и экологической значимости данных земель как наиболее ценных и пло­дородных в составе земельного фонда законодательство закрепляет особый порядок их использования и охраны, приоритет сельскохозяйственного зем­лепользования. Это означает, что земли, признанные в установленном по­рядке пригодными для сельского хозяйства, предоставляются прежде всего для этих нужд. Для иных несельскохозяйственных целей (строительства предприятий, коммуникаций и т.

д.) должны предоставляться земельные участки несельскохозяйственного назначения или непригодные для сель­ского хозяйства либо сельскохозяйственные угодья худшего качества, и лишь в исключительных случаях допускается изъятие плодородных сельско­хозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд. Изъятие особо ценных продуктивных земель законом не разрешается (ст.

24,26,27 Земель­ного кодекса РСФСР).

Земельное законодательство предусматривает также специальные обя­занности землепользователей по рациональному использованию, сохране­нию и улучшению сельскохозяйственных земель. Земли сельскохозяйственного назначения предоставляются субъектам для различных целей, связанных с ведением сельского хозяйства: — гражданам — для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, лич­ного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества; — кооперативам граждан — для садоводства, животноводства и огородни­чества; — сельскохозяйственным предприятиям и организациям различных форм собственности — для сельскохозяйственного производства; — научно-исследовательским, учебным и другим сельскохозяйственным учреждениям, сельским общеобразовательным школам — для исследователь­ских, учебных целей и для сельскохозяйственного производства; — несельскохозяйственным предприятиям, учреждениям и организаци­ям, религиозным организациям — для ведения подсобного сельского хо­зяйства.

Все остальные категории земель имеют несельскохозяйственное назна­чение. Особенностью их правового режима является использование земли в качестве пространственного, операционного базиса, то есть места для раз­вертывания хозяйственной деятельности людей.

Каждая из этих категорий земель имеет конкретную цель использования, а ее правовой режим опреде­ляется характером и назначением тех объектов, которые на ней находятся: размещением и благоустройством городских и сельских поселений, развити­ем производительных сил, лесного и водного хозяйства и т. д. Земли населенных пунктов представляют собой все земли в пределах го­родской, поселковой черты или черты сельских населенных пунктов. В свою очередь в состав этих земель входят земли застройки (занятые зданиями, со­оружениями и др.), земли общего пользования (пути сообщения — улицы, площади, скверы, бульвары и др.), земли, занятые лесами, и др.

Земли промышленности, транспорта и другого несельскохозяйственного назначения — это земли, предоставленные предприятиям, учреждениям, ор­ганизациям для осуществления возложенных на них специальных задач -строительства и эксплуатации объектов промышленности, транспорта, свя­зи, энергетики, обороны и т. д. Поэтому такие земли иногда называют зем­лями специального несельскохозяйственного назначения. Особенностью их правового режима является установление зон с особыми условиями земле­пользования в целях нормальной эксплуатации указанных объектов и для обеспечения безопасности населения (санитарно-защитных зон предприя­тий, полос отвода железных и автомобильных дорог, зон охраны линий свя­зи и электропередачи и др.).

К землям природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения относятся земли запо­ведников, заказников, национальных парков, памятников природы, исто­рии и культуры, ботанических и дендрологических садов, курортов, земли для организации массового отдыха и туризма населения и др. Правовой режим указанных земель отличается тем, что они полностью или частично исключены из хозяйственного использования. Изъятие земель природно-заповедного фонда, историко-культурного назначения и других особо охраняемых территорий не допускается (ст.

24 ЗК РСФСР). Правовой режимземель лесного фонда регулируется как земельным, так и лесным законодательством. Земли лесного фонда — это земли, покрытые лесом или предназначенные для их восстановления (лесные земли), и не по­крытые лесом, но предоставленные для нужд лесного хозяйства (ст. 94 ЗК РСФСР, ст. 8 Лесного кодекса РФ).

Таким образом, правовой режим этой категории земель зависит от правового режима лесного фонда, в состав ко­торого они входят в соответствии с Лесным кодексом РФ.

Землями водного фонда являются земли, занятые водными объектами (реками, озерами, ледниками и т. д.), а также прилегающие к водоемам зем­ли, связанные с использованием и охраной вод (береговые полосы, полосы отвода, земли, занятые водохозяйственными сооружениями и др.). На пра­вовой режим этих земель накладывает отпечаток режим самих водных объектов, поэтому он регулируется актами земельного и водного законодатель­ства (например, ст.

12, 16, 112 Водного кодекса РФ).

Землями запаса являются все земли, не предоставленные каким-либо субъектам или в отношении которых право пользования прекращено (ст.

96 ЗК РСФСР). не принадлежат авторские права, размещенных материалов.

Все права принадлежать их авторам. В случае нарушения авторского права

Система управления фондом

Отдельную сферу государственного управления составляет руководство земельным фондом РФ. Областью его полномочий выступают земли в широком смысле этого слова.

Предметом правового регулирования является система правоотношений в сфере охраны и рационального задействования ресурсов земли в качестве объекта экономического хозяйствования. Органы управления земельным фондом Российской Федерации объединены в целостную систему. В зависимости от полномочий, получаемых этими структурами, предусмотрено подразделение на органы общей и специальной компетенции.

Первые осуществляют общее руководство и регулируют все существующие в государстве земельно-правовые отношения. Вторые наделены ограниченным кругом полномочий в сфере руководства земельным фондом, выполняют функции государственного управления, которые относятся к конкретной области координирования: ведение государственного земельного кадастра, мониторинг, землеустройство и прочие.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+